18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рейтинг музеев – 2019: как российские музеи борются за посещаемость

№73
Материал из газеты

Кроме статистики посещаемости за 2018 год, мы получили от столичных и региональных музеев информацию об их методах борьбы за ее увеличение

Посылая российским музеям при подготовке рейтинга приглашение поделиться статистикой, мы на сей раз включили в него дополнительные вопросы: «Что предпринимается вашим музеем для повышения посещаемости? Какие методы в этой сфере представляются вам эффективными?» Далеко не все институции сочли нужным на них ответить. А среди тех, кто ответил, опять же не все прислали обстоятельные комментарии. Тем не менее даже фрагменты пазла могут дать некоторое представление о картине в целом.

Чаще всего музейщики упоминают активность в соцсетях. Этот рецепт очевиден, но уже отнюдь не нов. Сегодня, пожалуй, существенным становится не сам по себе факт информирования аудитории через интернет, а тактика поддержания долговременного диалога с ней. В том числе при участии «микроинфлюенсеров», то есть дружественных блогеров со своим кругом почитателей. Отсюда, кстати, недалеко до сарафанного радио — методики, которая фигурирует в ряде ответов из музеев. А «сарафан» — это уже не одни лишь соцсети, тут могут срабатывать хоть телефонные рекомендации, хоть разговоры на кухне. Словом, один из важнейших трендов — деликатно формировать и привязывать к себе незримыми нитями лояльную аудиторию, равно в онлайне и в офлайне. Что любопытно, уже второй год наш рейтинг самых активных в соцсетях российских музеев мало совпадает с рейтингом самых посещаемых. Это доказывает ставшую трюизмом истину: сегодня, в эпоху Facebook и wi-fi, ходить в музей можно и не вставая с дивана.

Никто, конечно, не умаляет роль и музейного хайпа, хотя само это слово, что характерно, в ответах не встречается. Респонденты предпочитают говорить о «полномасштабных пиар-кампаниях к каждой выставке» или «активном продвижении выставок», но сверхзадача тут понятна: в идеале всем бы хотелось периодически реализовывать некие хитовые проекты, которые бы обладали ажиотажной привлекательностью и служили локомотивом для музея в целом. Удается такое, увы, не всем. 

И все же набор инструментов для возгонки посещаемости, чтобы не делать ставку только на блокбастеры, многообразен. Даже вокруг рутинной постоянной экспозиции можно создать условия, при которых посетительский ручеек неуклонно бы ширился. Удобный для клиентов график работы, онлайн-продажа билетов, система скидок по картам лояльности, аудиогиды и мобильные приложения, культивация принципа «всей семьей целый день в музее», специальные тарифы для тур­операторов — это далеко не все из перечня. В начале обзора мы упоминали устойчивую моду на образовательные программы, а ведь у них бывают бесчисленные особенности и оттенки. А еще праздники, фестивали, блошиные рынки и концерты на свежем воздухе — разумеется, там, где для этого в принципе существуют условия. 

В ряде институций в ходу излюбленные, фирменные рецепты. Скажем, Приморский государственный объединенный музей им. В.К.Арсеньева во Владивостоке любит и умеет делать выездные выставки в местном аэропорту, а Пермская государственная художественная галерея придумывает партнерские проекты с городскими театрами. Государственный музей-заповедник В.Д.Поленова сосредоточен на рационализации ландшафтных маршрутов, чтобы посетителям не приходилось толпиться в камерных пространствах усадьбы. А Волго-Вятский филиал Государственного центра современного искусства в Нижнем Новгороде вообще изобрел экспериментальную теорию по персонализации зрителя, которую там окрестили «бирюзовым пиаром». Чтобы не переврать, не станем расшифровывать. Если интересно, спросите у них сами. 

Методология
• • • 
Благодарим Министерство культуры РФ за доступ к АИС «Статистика», данные которой использовались при составлении рейтинга посещаемости музеев.
• • • 
Российские рейтинги самых посещаемых выставок основаны на цифрах, предоставленных музеями и выставочными залами по запросу нашей газеты.
 • • • 
При составлении рейтинга самых посещаемых выставок — 2018 мы учитывали и те, что завершились в начале 2019 года. Топ выставок выстраивался по числу посетителей в день, а не по абсолютной посещаемости.  

Самые посещаемые художественные музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Топ-20

Источники: АИС «Статистика» Министерства культуры РФ (с учетом массовых и культурно-образовательных мероприятий), сведения музеев. Все музеи указаны с филиалами, если таковые есть.

Самые посещаемые художественные музеи в регионах. Топ-10

Источник: АИС «Статистика» Министерства культуры РФ (с учетом массовых и культурно-образовательных мероприятий). 

В рейтинг не включены музеи, в которых число посетивших выставки и экспозиции, в том числе в составе экскурсий, не превышает 100 тыс. человек. При подготовке рейтинга были использованы новая методология подсчета и дополнительные источники информации, что делает невозможным сравнение с прошлогодними показателями.

Самые посещаемые парковые комплексы, ландшафтные, историко-архитектурные музеи, кремли. Топ-25

Источники: АИС «Статистика» Министерства культуры РФ (с учетом массовых и культурно-образовательных мероприятий), сведения музеев.

Самые посещаемые историко-краеведческие музеи в регионах. Топ-10

Источник: АИС «Статистика» Министерства культуры РФ (с учетом массовых и культурно-образовательных мероприятий). 

В рейтинг не включены музеи, в которых число посетивших выставки и экспозиции, в том числе в составе экскурсий, не превышает 100 тыс. человек. При подготовке рейтинга были использованы новая методология подсчета и дополнительные источники информации, что делает невозможным сравнение с прошлогодними показателями.

Самые посещаемые литературные и мемориальные музеи. Топ-15

* Без учета посещений выставок музея в зоне свободного доступа Ельцин Центра.

Источник: АИС «Статистика» Министерства культуры РФ (с учетом массовых и культурно-образовательных мероприятий).

Самые посещаемые тематические музеи России. Топ-10

Источники: АИС «Статистика» Министерства культуры РФ (с учетом массовых и культурно-образовательных мероприятий), сведения музеев.

В рейтинг не включены музеи, в которых число посетивших выставки и экспозиции, в том числе в составе экскурсий, не превышает 100 тыс. человек.

Рейтинг подготовили: Алексей Алексеев, Роман Бар, Татьяна Маркина, Дмитрий Смолев, Азиза Тахирова, Светлана Янкина

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+