Посылая российским музеям при подготовке рейтинга приглашение поделиться статистикой, мы на сей раз включили в него дополнительные вопросы: «Что предпринимается вашим музеем для повышения посещаемости? Какие методы в этой сфере представляются вам эффективными?» Далеко не все институции сочли нужным на них ответить. А среди тех, кто ответил, опять же не все прислали обстоятельные комментарии. Тем не менее даже фрагменты пазла могут дать некоторое представление о картине в целом.
Чаще всего музейщики упоминают активность в соцсетях. Этот рецепт очевиден, но уже отнюдь не нов. Сегодня, пожалуй, существенным становится не сам по себе факт информирования аудитории через интернет, а тактика поддержания долговременного диалога с ней. В том числе при участии «микроинфлюенсеров», то есть дружественных блогеров со своим кругом почитателей. Отсюда, кстати, недалеко до сарафанного радио — методики, которая фигурирует в ряде ответов из музеев. А «сарафан» — это уже не одни лишь соцсети, тут могут срабатывать хоть телефонные рекомендации, хоть разговоры на кухне. Словом, один из важнейших трендов — деликатно формировать и привязывать к себе незримыми нитями лояльную аудиторию, равно в онлайне и в офлайне. Что любопытно, уже второй год наш рейтинг самых активных в соцсетях российских музеев мало совпадает с рейтингом самых посещаемых. Это доказывает ставшую трюизмом истину: сегодня, в эпоху Facebook и wi-fi, ходить в музей можно и не вставая с дивана.
Никто, конечно, не умаляет роль и музейного хайпа, хотя само это слово, что характерно, в ответах не встречается. Респонденты предпочитают говорить о «полномасштабных пиар-кампаниях к каждой выставке» или «активном продвижении выставок», но сверхзадача тут понятна: в идеале всем бы хотелось периодически реализовывать некие хитовые проекты, которые бы обладали ажиотажной привлекательностью и служили локомотивом для музея в целом. Удается такое, увы, не всем.
И все же набор инструментов для возгонки посещаемости, чтобы не делать ставку только на блокбастеры, многообразен. Даже вокруг рутинной постоянной экспозиции можно создать условия, при которых посетительский ручеек неуклонно бы ширился. Удобный для клиентов график работы, онлайн-продажа билетов, система скидок по картам лояльности, аудиогиды и мобильные приложения, культивация принципа «всей семьей целый день в музее», специальные тарифы для туроператоров — это далеко не все из перечня. В начале обзора мы упоминали устойчивую моду на образовательные программы, а ведь у них бывают бесчисленные особенности и оттенки. А еще праздники, фестивали, блошиные рынки и концерты на свежем воздухе — разумеется, там, где для этого в принципе существуют условия.
В ряде институций в ходу излюбленные, фирменные рецепты. Скажем, Приморский государственный объединенный музей им. В.К.Арсеньева во Владивостоке любит и умеет делать выездные выставки в местном аэропорту, а Пермская государственная художественная галерея придумывает партнерские проекты с городскими театрами. Государственный музей-заповедник В.Д.Поленова сосредоточен на рационализации ландшафтных маршрутов, чтобы посетителям не приходилось толпиться в камерных пространствах усадьбы. А Волго-Вятский филиал Государственного центра современного искусства в Нижнем Новгороде вообще изобрел экспериментальную теорию по персонализации зрителя, которую там окрестили «бирюзовым пиаром». Чтобы не переврать, не станем расшифровывать. Если интересно, спросите у них сами.
Методология
• • •
Благодарим Министерство культуры РФ за доступ к АИС «Статистика», данные которой использовались при составлении рейтинга посещаемости музеев.
• • •
Российские рейтинги самых посещаемых выставок основаны на цифрах, предоставленных музеями и выставочными залами по запросу нашей газеты.
• • •
При составлении рейтинга самых посещаемых выставок — 2018 мы учитывали и те, что завершились в начале 2019 года. Топ выставок выстраивался по числу посетителей в день, а не по абсолютной посещаемости.
Рейтинг подготовили: Алексей Алексеев, Роман Бар, Татьяна Маркина, Дмитрий Смолев, Азиза Тахирова, Светлана Янкина