18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Повесть о Петре и Февронии в изображениях XVII века

В московском Музее русской иконы открывается выставка одной иконы — уникального образа «Муромские чудотворцы, с житием Петра и Февронии» 1669 года

Музей русской иконы продолжает цикл «Шедевры школ древнерусской живописи из собраний музеев России». В его рамках частный московский музей, основанный Михаилом Абрамовым, привозит из региональных музеев иконы, никогда не виданные столичной публикой. На сей раз выбор пал на уникальную икону из древнего Мурома — чтобы, кроме прочего, отметить 100-летие Муромского историко-художественного музея, где она сейчас хранится. Доска только недавно стала доступна зрителям после многолетней реставрации.

Икону «Муромские чудотворцы, с житием Петра и Февронии» можно назвать уникальной по многим причинам. У нее есть точная дата написания (редкость для русского Cредневековья) — 1669 год. Известен и человек, заказавший образ и вложивший его потом в Георгиевскую церковь (построена в 1651-м, разрушена в 1936-м) — посадский человек Сидор Матвеевич Лопатин. В среднике иконы изображены все святые чудотворцы Мурома, по-видимому впервые, так как более ранние подобные изображения неизвестны. Это святой благоверный князь Константин с сыновьями Михаилом и Феодором, праведная Иулиания Лазаревская и святые князь и княгиня Петр и Феврония. Сцены именно из их жития (наверное, самых популярных муромских святых) размещены по периметру средника.

История жизни святых Петра и Февронии известна по тексту «Повести», составленной в середине XVI века. Петр был младшим братом муромского князя Павла и едва не погиб, защищая честь его жены от «блудного змея» — оборотня. Исцелила Петра мудрая дева Феврония из рязанской деревни, которую он взял в жены. Когда они унаследовали княжество, бояре не захотели подчиняться княгине-простолюдинке и изгнали ее. Петр последовал за ней, потом супруги, неизменно верные друг другу в горе и в радости, триумфально вернулись на престол. Принявшие в конце жизни монашеский постриг, они умерли в один день; тела их чудесным образом оказывались в одном гробу, как ни пытались их разделить. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года.

К выставке опубликован каталог, в котором все клейма жития, повествующие о судьбе Петра и Февронии, воспроизведены с подробными комментариями и цитатами из оригинальной «Повести».

Музей русской иконы
Икона «Муромские чудотворцы, с житием Петра и Февронии» 1669 года. Благоверные князья и праведные жены
17 мая — 17 сентября

Самое читаемое:
1
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
2
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
6
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
7
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Мультиспектральные изображения позволили увидеть, что давний владелец средневекового памятника, пользующегося славой самого таинственного в мире манускрипта, пытался самостоятельно разгадать его секреты — но, судя по всему, в этом не преуспел
26.11.2024
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+