18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кристаллизация противоположностей в Венеции

Ольга Тобрелутс и Мице Янкуловски объединились на выставке в павильоне Северной Македонии на Венецианской биеннале современного искусства

Выставка «Транскодер. До и после медиа в абстракции» — отличный пример построения выставки на контрасте. Русская художница Ольга Тобрелутс работает с компьютерным изображением и буйным цветом, а македонец Мице Янкуловски пишет свои абстракции только черной краской, и компьютер ему в работе не нужен. Их совместная выставка открыта в павильоне Северной Македонии, представляющем графическое биеннале Osten в Скопье. Павильон расположился в старинном палаццо Ка’Дзанарди, рядом с другими дворцами, принявшими замечательные выставки биеннале.

«Транскодер» — своеобразная матрешка, выставку воспринимаешь и понимаешь постепенно. Первое впечатление эффектное: большие черные монохромные полотна рядом с изображениями многоцветных кристаллов на круглых картинах в полированных черных рамах. Вот, кажется, полный контраст противоположностей: монохромность и многоцветие, прямоугольники и окружности, изображение и его отсутствие, маскулинная брутальность и декоративная феминность. В общем ян и инь, только мужское начало тут черное.

Общность открывается, если разглядеть черные полотна внимательно. Картины Янкуловски рельефные, и под разным углом освещения они оживают, обнаруживая орнаменты. Тайны работ Тобрелутс тоже понимаешь не сразу, а, как ни странно, фотографируя их. На экране они не теряют, как традиционная живопись, объем, глубину, а, наоборот, обретают их. Тобрелутс говорит, что так картины вспоминают свое рождение. Она выращивает свои кристаллы-фракталы, похожие на диковинные цветы, в компьютере, в тотальном свете, а потом переписывает их на холсты. При естественном освещении изображение становится нежнее и мягче, а возвращаясь на экран, опять светится неземным, виртуальным светом.

Черные блестящие рамы картин Тобрелутс на свету бликуют, посылая световую поддержку черным рельефам Янкуловски. Противоположности, как им и положено, притягиваются. Забавно, что традиционная живопись здесь действительно трехмерна, а перекодированная компьютерная только создает иллюзию объема.

Кроме ярких (и в прямом, и в переносном значении слова) визуальных впечатлений, выставка дает возможность понять, что медийная живопись не противоречит традиционной: обе создаются художниками, работающими со светом. «Название выставки отсылает к размышлениям философа Поля Вирильо о смысле измененного образа и его новых отношениях с миром. „Перекодирование“ исходит из того, что художественный образ всегда имеет отношение к коду, выступающему основой для его понимания. В конце XX века под влиянием медиа эти коды изменились, что нельзя не учитывать, интерпретируя живопись, даже если картина написана маслом в традиционной манере или использует медиа- и компьютерные образы» — напоминает зрителям пояснение к выставке.

До 10 июня

Самое читаемое:
1
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
2
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
6
Неизвестного Рухина откроют свету
Сейчас экспертизу проходит архив нонконформиста Евгения Рухина, который год назад художник Ян Гинзбург (он же Ян Тамкович) выкупил у наследницы его матери. Исследование обещает пролить свет на жизнь и творчество яркой фигуры советского поп-арта
17.12.2024
Неизвестного Рухина откроют свету
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+