18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вселенная Мунка: без злодеев и супергероев

№73
Материал из газеты

Роман-комикс о жизни гениального художника может претендовать на приз в двух номинациях: как самая объективная биография (ни одного слова от автора, только цитаты) и как гид по основным мотивам творчества

Биографический комикс норвежца Стеффена Квернеланна, в 2013 году получивший на родине автора престижную литературную Премию Браги, переведен уже на десяток языков — и вот добрался до России вместе с выставкой Эдварда Мунка в Третьяковской галерее.

Свободный формат графического романа автор уравновесил вполне научной задачей — сделать биографию, составленную из одних цитат. Благо в источниках недостатка нет: существуют дневники и письма Мунка, воспоминания современников и труды первых исследователей. Обо всем этом Квернеланн рассказывает сам: он и его друг, искусствовед Ларс Фиске, периодически появляются на страницах комикса в качестве персонажей, обсуждают прочитанные нами главы (попутно отвечая на возможные вопросы и упреки читателей), ходят «по мунковским местам» и выпивают для снижения пафоса.
Комический алкокарнавал вообще является основной модальностью романа, вероятно соответствующей миру норвежской и немецкой богемы начала ХХ века. Первые страницы забрасывают нас именно туда — во времена сольной выставки Мунка в Берлине, закрытой со скандалом. В густом вареве из кулаков, бутылок и голых задниц возникают очень лиричные пассажи из дневников Мунка — и звучат вполне органично. Конечно, нас знакомят и с Августом Стриндбергом (пожалуй, самый неприятный персонаж комикса), и с роковой красавицей Дагни Юль, и со многими другими.

Мы движемся по типичному для комикса миру с утрированно угловатыми персонажами, но вдруг проваливаемся внутрь одного из воспоминаний Мунка (например, его рассказа о первой любви) — и там все иначе: размытые линии, зыбкие тени… Книгу можно смело рекомендовать как энциклопедию мунковских мотивов и приемов. Квернеланн ссылается на них буквально сотнями способов: то заимствует у своего героя цветовую гамму, то наделяет прохожего лицом из «Крика», то отражает в воде знаменитое солнце из «Танца жизни»… Графический ряд позволяет автору строить гипотезы с куда большей свободой, чем его коллегам — академическим исследователям. Например, в рассказе о том, что верующий отец переживал по поводу нехристианского образа жизни сына, возникают мотивы из «Автопортрета в аду», хотя нигде не сказано о том, что именно отношения с отцом натолкнули художника на этот сюжет.

Ближе к концу книги все чаще возникают перерисованные картины. Мир Мунка растворяет в себе и стилистику комикса, и саму реальность. Алкогольные будни богемы вытесняются флешбэками в детство художника, где одна смерть сменяет другую. Потом веселья становится больше, но шутят либо умирающие, либо о покойниках. Мы обнаруживаем, что нас постепенно завели в довольно сложный и глубокий, хотя и травматичный мир, который покидаешь с сожалением и любовью к главному герою.  

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+