18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Первая ярмарка DA!MOSCOW открылась в Гостином Дворе в Москве

В рамках DA!MOSCOW пройдут перформансы, арт-баттлы, круглые столы и дискуссии. При этом купить можно абсолютно все произведения, стоимость которых колеблется от 2 тыс. рублей до шестизначных сумм за работы из «Золотого фонда»

В Гостином Дворе открылась новая ярмарка современного искусства DA!MOSCOW, организованная галеристом и аукционистом Владимиром Овчаренко. Он сам амбициозно определяет жанр мероприятия как арт-шоу, в рамках которого в ближайшие дни пройдут перформансы, арт-баттлы, круглые столы и дискуссии о новых технологиях в искусстве, о роли коллекционера в системе арт-рынка и в художественном процессе, а известные художники выступят с лекциями в формате TED-talk (серия выступлений под названием «Мой манифест»). 

Однако все это лишь фантик, красивая обертка и развлекательная программа, но основная цель мероприятия — все же продажа современного искусства. По словам исполнительного директора ярмарки Веры Приймы, абсолютно все произведения искусства, представленные на DA!MOSCOW, можно купить, в том числе из спецпроектов. На DA!MOSCOW их два, оба курировал лично Владимир Овчаренко, который един в нескольких ипостасях: владелец галереи Ovcharenko (бывшая «Риджина») и аукциона современного искусства Vladey, а теперь и основатель ярмарки современного искусства. 

Один из спецпроектов получил название «Золотой фонд» — собрание отечественного искусства с 1980-х годов до наших дней, произведения музейного уровня: картины, инсталляции, серии работ и архивы Константина Звездочетова, Ильи Кабакова, дуэта Виталия Комара и Александра Меламида, Андрея Монастырского, Павла Пепперштейна, Семена Файбисовича, Владимира Янкилевского. По слухам, это произведения из личной коллекции Владимира Овчаренко, которые он предлагает приобрести как единое целое и обещает будущему покупателю, что такой фонд может заложить основу выдающегося частного музея современного искусства, которого так не хватает России. Цену «Золотого фонда» организаторы называть отказываются, отделываясь расхожей формулировкой «по запросу», но очевидно, что здесь речь идет о миллионах условных единиц. Как это принято на отечественных ярмарках последних лет, общей валюты у галеристов нет — кто-то указывает цены в долларах, кто-то в евро.

Вторая специальная экспозиция DA!MOSCOW носит название «Аллея звезд». Здесь представлены избранные произведения, которые «могут стать гордостью любой выставки, биеннале, ярмарки и коллекции» (так гласит пресс-релиз). В проекте участвуют Надежда Гедзевич, Дмитрий Гутов, Владимир Дубосарский, Илья и Эмилия Кабаковы, Валерий Кошляков, Инал Савченков, Олег Целков, Валерий Чтак, группа CrocodilePower, Эрвин Вурм, Тони Мателли, объединение Claire Fontaine и другие. По замыслу Владимира Овчаренко этот раздел дополняет ярмарку недостающими художниками, без которых невозможно говорить о современной арт-сцене, но не все они, к сожалению, представлены галереями в России. Работы с выставки «Аллея звезд» продаются по отдельности, и разброс цен очень велик — от €650 тыс. за живопись из серии «Под снегом» Ильи и Эмилии Кабаковых и €300 тыс. за «Шалтай-болтай-машину» Джонатана Мезе до €2,5 тыс. за работу молодого петербургского художника самуилла маршака (именно так, оба слова с маленькой буквы!). Здесь же можно найти и роскошный «Рим» Валерия Кошлякова, который обойдется в €100 тыс., и Misconceivable (можно перевести как «Немыслимое») Эрвина Вурма — «всего» за €75 тыс. 

Первые два дня ярмарка работает в режиме «для профессионалов», то есть эксклюзивная возможность первыми осмотреть стенды галерей-участниц и спецпроекты, которые курировал лично Овчаренко, есть у коллекционеров и тех, кто получил ВИП-приглашения. В выходные DA!MOSCOW откроет свои двери для всех посетителей, которые готовы выложить за входной билет внушительную сумму — ровно 2019 рублей. Практика предпоказов для коллекционеров существует на всех главных мировых ярмарках искусства, причем на TEFAF или Art Basel, по статистике, значительная доля сделок заключается еще до официального открытия. Судя по всему, многие потенциальные покупатели успели осмотреть DA!MOSCOW еще до вернисажа. Так, автор этого текста встретила учредителя Премии Кандинского и обладателя одной из самых значительных коллекций современного российского искусства Шалву Бреуса, покидавшего ярмарку в тот момент, когда в Гостиный Двор подтягивались первые гости открытия.

Впрочем, слухов о уже состоявшихся сделках, которые обычно сопровождают предпоказы ярмарок, на этот раз не было. Зато на утро после открытия о первых продажах рапортовала Askeri Gallery, которая представила публике работы известного корейского художника Кван Йонг Чана (возможно, это самая дорогая работа в основном разделе DA!MOSCOW — $170 тыс.), молодого российского скульптора Даниэля Закх (цены на него колеблются в диапазоне от $6 тыс. до $20 тыс.) и Глеба Скубачевского, чьи произведения можно приобрести за $1,5–6 тыс. Несколько работ Скубачевского и Закх были проданы уже в первый день арт-шоу.

Вернисаж прошел по всем канонам московского светского события. В четверг вечером на DA!MOSCOW можно было встретить адвоката и коллекционера Александра Добровинского, телеведущего и коллекционера современного искусства Андрея Малахова, режиссера Кирилла Серебренникова, телеведущую Тину Канделаки, бизнесменов Бориса Белоцерковского и Марка Гарбера, директора Мультимедиа Арт Музея Ольгу Свиблову, а также Дениса Симачева, Ксению Чилингарову, Наталью Гольденберг, Оксану Бондаренко и многих других. В своей речи на открытии ярмарки Владимир Овчаренко призвал: «Давайте любить искусство! Кто может себе позволить — покупайте, наслаждайтесь и владейте!», а также поблагодарил всех партнеров акции, прежде всего генерального спонсора DA!MOSCOW — «Альфа-банк» (проект поддержал лично Петр Авен, который принял участие и в пресс-конференции). «Уверен, что коллекционеры оценят работы и многие из них окажутся в частных собраниях», — отметил банкир, хотя еще пару лет назад он сам, отвечая на вопрос, почему не поддерживает отечественное современное искусство, признавался, что для него «прошлое интереснее будущего». 

Не то артефактом, не то перформансом была мозаика Константина Звездочетова с изображением Труса, Балбеса и Бывалого — знаменитой троицы из комедий Леонида Гайдая. К ней, как к алтарю, тянулась вереница гостей, чтобы припасть к «священному источнику» — струйке грузинского киндзмараули, которая текла из ее постамента. Замечательный перформанс организовали Олег Елисеев и Евгений Куковеров из арт-дуэта «ЕлиКука». Нарядившись в женскую одежду «бабушек у метро» и вооружившись тележкой с «цветами», они предлагали гостям приобрести разноцветные туалетные ершики в подарок своим дамам — видимо, это были самые доступные «произведения» на ярмарке, цены начинались от 2 тыс. руб.! Впрочем, к концу вечера ребята жаловались, что торговля идет не очень-то бойко и посетители жадные. Эстетский перформанс с участием модели и художника Данилы Полякова был организован на стенде АРТ4 Игоря Маркина. В образе балетного лебедя он сидел на полу и принимал эффектные позы на фоне своих работ — текстильных панно, которые можно было приобрести тут же за €2,5–4 тыс.

Всего в DA!MOSCOW принимают участие 28 галерей, среди них нет ни одной зарубежной. Несмотря на более чем скромное число (для ярмарки это почти несерьезно), ощущения пустоты в Гостином Дворе нет: стенды получились большие, и галереям удалось заполнить их и достойно, и разнообразно. 

Галерея «Палисандр» показывает коллекционный дизайн и искусство, которые отлично дополняют друг друга на стенде. Здесь можно приобрести оригинальные работы Этторе Соттсасса — ключевой фигуры итальянского дизайна ХХ века, редкие объекты постмодерниста израильского происхождения Рона Арада (обеденная группа — €27 тыс.), французский «скромный модернизм» Жана Пруве. Среди авторов дизайнерских объектов — московский архитектор Ольга Трейвас (за ее комод, впервые явленный публике, просят €5 тыс.). На стенде «Палисандра» также представлены ранние работы и специально созданные по заказу галереи объекты дизайна представителя неофициального советского искусства Игоря Шелковского (вазы по €1,2 тыс., графические работы 1991 года — по €19 тыс., консоль 2019 года — €12 тыс.).

Завсегдатай Российских антикварных салонов галерея «Веллум», очевидно, отвечает на DA!MOSCOW за современную классику и отечественный «модернизм»: ее владелица Любовь Агафонова занимается популяризацией творчества художников-шестидесятников и показывает на арт-шоу подборку работ Николая Вечтомова, Анатолия Зверева ($3–15 тыс.), Владимира Овчинникова, Дмитрия Плавинского, Оскара Рабина, Эдуарда Штейнберга, Владимира Яковлева (около $6 тыс.), Владимира Янкилевского, а также архитектурную графику Якова Чернихова ($1,5–15 тыс.) и Алексея Щусева (около $10 тыс.). Сам стенд стилизован под условную квартиру коллекционера 1960-х годов, где картины современников соседствовали со старой русской мебелью, найденной в опустевших русских деревнях.

Первую часть своего проекта с художником Александром Меламидом представляет галерея JART — на ярмарке можно увидеть русскую версию абстрактного экспрессионизма (холсты в диапазоне от $20 тыс. до $50 тыс.), а в субботу в московском пространстве галереи откроется его выставка «Я — бог» (I’m — God), куратором которой выступил Андрей Ерофеев.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+