Без представительства в социальных сетях сейчас не обходится ни один музей, ведь они дают возможность самым простым и незатратным способом прорекламировать коллекцию, анонсировать выставку. И, чтобы не превратиться в монотонную афишу, вовлечь аудиторию: например, попросить присылать свои фотографии из музея. Или устроить специальную акцию, как это сделал Музей Фаберже на выставке «Фрида Кало и Диего Ривера» в Манеже в День всех влюбленных. Пары в образах художников проходили бесплатно, выкладывали в соцсетях селфи со специальным хештегом и, таким образом, принимали участие в конкурсе, главным призом которого была поездка в Мексику. Подобные мероприятия и без того популярным выставкам только прибавляют очки. В итоге в топ-50 «Самые посещаемые художественные выставки Москвы и Санкт-Петербурга» эта оказалась на пятом месте.
Если в прошлом году мы отметили увеличение количества музейных YouTube-каналов, то в этом обращает на себя внимание большой, в два-три раза, рост числа подписчиков в Instagram, что абсолютно укладывается в мировой тренд (ведь даже такой консервативный вид деятельности, как продажа искусства, в этой соцсети набрал невероятные обороты). Ну и, конечно, сама идея размещения «красивых картинок» как нельзя ближе преобладающему современному представлению о музее. А вот бум Telegram-каналов обошел музеи стороной. То есть почти у всех крупных они есть, но какой-то взрывной активности там не наблюдается.
Можно отметить, что тройка лидеров прошлогоднего рейтинга — Государственный Эрмитаж, Государственный исторический музей и Государственная Третьяковская галерея — осталась неизменной и лишь укрепила свои позиции, имея аккаунты во всех соцсетях (исключение составляет лишь Исторический, который свой Telegram-канал пока что не завел). На пятое место с одиннадцатого буквально ворвался Государственный Русский музей, суммарно увеличив количество подписчиков по всем соцсетям втрое, особенный рост — с 24 097 до 178 000 — у него также наблюдается именно в Instagram. На такой же высокой позиции у музея сообщество в соцсети «ВКонтакте». «Русский музей обязательно отвечает на вопросы посетителей как в комментариях, так и в личных сообщениях групп и страниц, — рассказали нам в пресс-службе музея. — Например, сообщество в „ВКонтакте“ оперативно реагирует на самые разные запросы — от комментариев искусствоведческого характера до помощи в посещении дворцов или организации профессиональных контактов».
Региональные музеи также весьма активны в социальных сетях и не попали в наш рейтинг только потому, что он ограничивается 20 строчками. Как и в прошлом году, они предпочитают взаимодействовать со своими подписчиками в российских соцсетях — «Одноклассниках» и «ВКонтакте».