Первая в Великобритании большая выставка Наталии Гончаровой, абсолютной иконы русского авангарда, признанной классиком искусства ХХ века при жизни, рекордсменки среди дам на аукционных торгах. В 2010 году ее «Испанку» (1916) на Christie’s продали за $10,2 млн. В Тейт так сформулировали миссию Гончаровой: «На протяжении всей своей карьеры она бросала вызов любым условностям, которые создавали художественные, социальные и гендерные традиции». Для тех, кто ничего не слыхал про Гончарову, музей сформулировал несколько пунктов, которые о ней следует знать. Что она была пионером «всечества», то есть занималась живописью, иллюстрацией, дизайном, кино, перформансом. Найден даже английский аналог «всечества» — “everythingism”. Дальше важно, что Гончарова входила в группу лидеров авангарда, выставлялась с Василием Кандинским, Казимиром Малевичем и Владимиром Татлиным. И что особенно значимо — наравне с коллегами-мужчинами. А еще в 1913 году в салоне Клавдии Михайловой в Москве она первой из всех авангардистов удостоилась ретроспективы, где было показано около 800 ее произведений. Выставку тогда посетило 12 тыс. человек, была продана 31 картина, и даже привередливый Александр Бенуа отозвался о ней одобрительно. Вместе с Михаилом Ларионовым Гончарова вывела новый сорт абстрактного искусства — «лучизм». Еще Гончарова, родившаяся в Тульской губернии, не забывала об этом и вдохновлялась народным искусством. В 1910 году ее основанные на лубочных мотивах работы конфисковала полиция.
На выставку, которую курируют Наталья Сидлина и Мэтью Гейл, собрано более 160 произведений из разных музеев и частных коллекций. Из Третьяковской галереи и Русского музея прибыли главные шедевры — «Велосипедист» (ГРМ), «Крестьяне, собирающие яблоки», «Автопортрет с желтыми лилиями» (оба — ГТГ) и другие. Тут же когда-то подцензурная «Натурщица» и «Евангелисты», восхитившие Лондон еще в 1912-м, но через два года в Петербурге снятые с экспозиции.
Отдельный зал посвящен сотрудничеству Наталии Гончаровой с Надеждой Ламановой, кутюрье императорского двора. Короткие набеги художницы в дизайн интерьера представлены ширмой «Весна» (1928), созданной по заказу Чикагского художественного клуба и никогда прежде не выставлявшейся.
Монументальный триптих «Купальщицы» из ГТГ в Великобритании впервые. Впервые же здесь воссоединились «Станок и женщина» («Ткач») из Национального музея Уэльса и «Лес» из Шотландской национальной галереи современного искусства, созданные в одной мастерской в 1913 году. Разумеется, Тейт покажет и свою Гончарову: «Женщин в саду», «Трех девушек» и блистательный футуристический шедевр «Белье» с изображением дамских и мужских сорочек, воротничков и манжет под раскаленным утюгом прачки.
Финальная же точка лондонского проекта — сотрудничество Гончаровой с балетными компаниями, продолжавшееся с 1914-го по 1950-е годы, в том числе эскизы костюмов к опере «Золотой петушок» и балету «Свадебка», поставленным в том же Лондоне в 1920–1930-х годах.
Тейт Модерн
Наталия Гончарова
6 июня – 8 сентября