18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лицом к деревне, вполоборота к революции

№74
Материал из газеты

Австрийский культурный форум подготовил издание «Деревня и революция», посвященное художественному исследованию Еврейской автономной области. И не только ее одной, и не только художественному

Издание позиционируется не как каталог, но как продолжение художественного исследования Еврейской автономной области, предпринятого в рамках выставки, состоявшейся в Биробиджане осенью 2017 года. В проекте приняли участие художники и фотографы Антон Гинзбург (США), Омер Кригер (Израиль), Хаим Сокол (Россия, Израиль), Юрий Пальмин (Россия), Екатерина Шапиро-Обермайер (Австрия), Татьяна Эфрусси (Россия) и другие. Выставка была подготовлена группой кураторов, среди которых представители австрийских и отечественных музеев, а автором идеи стал Симон Мраз, атташе по культуре посольства Австрии в России и директор Австрийского культурного форума. Для самого Мраза современное искусство — это инструмент постижения и изучения России, а также взгляд на страну, предельно дистанцированный от политики. Так, историю советских покорителей Севера он изучал и рассказывал через экспозицию на ледоколе «Ленин» в Мурманске в 2013 году, в 2015‑м подготовил выставку «Надежда/Hope. Российские промышленные города глазами художников» как спецпроект 6-й Московской биеннале современного искусства, а в 2016-м инициировал художественную интервенцию в Специальную астрофизическую обсерваторию Российской академии наук в научном поселке Нижний Архыз в Карачаево-Черкесии. Наконец, еще один значительный пласт русской идентичности — деревенский — он исследовал сперва в экспозиции «Мир и мiръ: художественное открытие российской деревни» в рамках Красноярской музейной биеннале (2017), а затем в проекте про Еврейскую АО. Нынешнее издание как раз охватывает две эти выставки — в Красноярске и Биробиджане.

При первом взгляде на увесистый том — почти 900 страниц — просто, но стильно изданной «Деревни и революции» (дизайн — Мария Челоянц), где объем текста многократно превосходит количество иллюстраций, затрудняешься определить не только жанр публикации, но и ее тематику. В оглавлении материалы о собственно Еврейской автономной области, в частности установочная статья «Красный Сион: Биробиджан и советские евреи», написанная профессором Робертом Вайнбергом из США, соседствуют, например, с заметками о художественных мастерских в Абрамцеве (Елена Митрофанова), жизни в хрущобе-однушке в поселке Электроизолятор Московской области (Аня Желудь) или с комментарием австрийского художника Грегора Зайлера к его проекту о чисто российском феномене потемкинских деревень.

Недоумение проходит после прочтения вступительного слова Симона Мраза, где тот поясняет, что 100-летие русской революции представляется ему идеальным контекстом для размышлений и изучения судьбы русской деревни — темы столь же обширной, как сама Россия. По словам куратора, участники проекта постарались найти конкретные примеры мест и историй, помогающих создать общую картину. «Каждой теме посвящена отдельная глава, по каждой теме были собраны тексты и приглашены художники для создания работ, посвященных местам, в которых они побывали, и вопросам, которые поднимались во время их путешествий». Всего разделов в книге 13, и столько же тем, которые препарируют исследователи и художники. Тут и семейные истории на фоне ХХ века, и попытки выделить «типичное» и «личное» в истории русской деревни, и желание описать феномен колхоза или научной деревни. Намерениям сформулировать проблемы современной российской деревни (прежде всего заброшенность) сопутствуют различные инициативы, направленные на их решение, в том числе с помощью современного искусства. 

Последний раздел повествует об истории и нынешнем положении Биробиджана — этого масштабного советского эксперимента и важной главы в истории евреев в России. Если другие темы намечены, скорее, пунктирно, то этой посвящена примерно треть книги. Учрежденная советским правительством в 1934 году Еврейская автономная область стала первым еврейским государственным образованием, появившимся задолго до создания Государства Израиль. Художники из Австрии, Израиля, России и США посетили Биробиджан и на основе своих впечатлений создали произведения, которые приведены в книге. Здесь же и впервые опубликованный репортаж Арье (Льва) Лейбмана о коммуне ИКОР 1932 года — одном из прообразов израильских кибуцев, и ранее не публиковавшиеся фотоматериалы конца 1920-х — начала 1930-х годов из фондов Российского этнографического музея в Петербурге, и оммаж газете «Биробиджанская звезда», которая до сих пор выходит на русском и идиш. Поразительно, что это первое подобное исследование на тему русской деревни — и предпринято оно «варягами», но хочется верить, вслед за автором идеи Симоном Мразом, что издание положит начало многим другим проектам в будущем. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
7
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+