18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На четверть «Айзелуортской Моны Лизы» предъявлены претензии

Ранняя копия картины Леонардо, выставленная сейчас во Флоренции, вызвала конфликт, связанный с правом собственности

Картина, которая, по утверждению нынешних владельцев, является подлинником Леонардо и представляет собой раннюю версию луврского шедевра, известна искусствоведам под названием «Айзелуортская Мона Лиза» (по городку Айзелуорт, где она некоторое время хранилась) давно. Большинство из них считают ее копией «Моны Лизы», сделанной до того, как колонны, обрамлявшие женскую фигуру по бокам, были обрезаны.

Кто бы ни был автором «Айзелуортской Моны Лизы», благодаря этому уцелевшему раннему варианту иконографии она считается произведением, важным для понимания творчества Леонардо да Винчи. Поэтому в нынешнем году, когда в честь 500-летия со дня смерти художника по всему миру проходят выставки, картину извлекли из сейфа в швейцарском банке, где она хранится с 1975 года, и выставили в палаццо Бастоджи во Флоренции. Выставка всколыхнула старые правовые споры относительно портрета.

Джованни Баттиста Протти, адвокат из Падуи, заявил, что представляет семью, которой принадлежат права на четверть картины. Гражданский суд Флоренции назначил слушание по делу о праве собственности на 9 сентября. Адвокат просит суд и министра культуры Италии Альберто Бонизоли наложить арест на произведение, которое, по его словам, было ввезено в страну и выставлено без согласия его клиентов. Запрос пока что не был удовлетворен, поэтому Протти опасается, что картину вывезут обратно в Швейцарию и тогда итальянский суд будет бессилен.

В 1975 году, когда «Айзелуортская Мона Лиза» попала на хранение в швейцарский сейф, она принадлежала британскому искусствоведу Генри Ф. Пулитцеру, который и сыграл активнейшую роль в ее вводе в культурный оборот. По словам Кима Стейффа, швейцарского исследователя, занимающегося изучением портрета, Пулитцер продал четверть прав на него португальскому производителю фарфора Леланду Гилберту, который также увлекся историей картины. Гилберт собрал сотни документов, относящихся к портрету, и сдал их в библиотеку в Лозанне. После смерти искусствоведа «Мона Лиза» отошла его партнеру Элизабет Мейер, которая, в свою очередь, скончалась в 2008 году. Затем работа была передана международному фонду The Mona Lisa Foundation, базирующемуся в Цюрихе, главной задачей которого является доказать авторство Леонардо да Винчи.

Адвокат Протти говорит, что представляет наследников скончавшегося Леланда Гилберта. По его словам, пока госпожа Мейер была жива, отношения между владельцами картины были идеальными. Однако после ее смерти его клиенты потеряли контроль над работой, нормальные контакты с фондом установить не удалось. Представитель фонда Маркус Фрей отказался комментировать это заявление, сказав, однако, что требования Протти необоснованны и бессмысленны.

Известный эксперт по Леонардо да Винчи Мартин Кемп заявил нам, что атрибутировать «Айзелуортскую Мону Лизу» кисти гения ни в коем случае не стоит. Он уже критиковал книгу Mona Lisa — Leonardo’s Earlier Version, опубликованную фондом в 2012 году, как содержащую «груду зыбких гипотез». Инфракрасный снимок картины, по его словам, подтверждает версию о том, что это копия.

Однако независимо от споров об истинном авторстве работы, которые будут продолжаться еще долго, конфликт относительно прав собственности выглядит сложным юридическим случаем. Адвокат Протти утверждает, что совместно с Крисом Маринелло из лондонского Art Recovery (детективное агентство, специализирующееся на искусстве) он проделал большую работу, чтобы

отследить людей и организации, действующие как представители фонда. Это расследование, в частности, потребовало изучения скандальных банковских «панамских документов» и выявления целой сети офшорных компаний.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+