18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Музей «Новый Иерусалим» проведет экспертизу скандальной коллекции Кузнецова и Буллок

Изучение 1,3 тыс. предметов искусства из собрания обвиняемого в хищениях и мошенничестве экс-министра финансов Подмосковья Алексея Кузнецова и его бывшей жены Жанны Буллок займет максимум год и может принести немало сюрпризов

Предметы искусства, ранее принадлежавшие супругам — заочно осужденной Жанне Буллок и обвиняемому в многомиллиардных хищениях и мошенничестве экс-министру финансов Московской области Алексею Кузнецову, 8 августа наконец были доставлены в музей «Новый Иерусалим» вблизи Истры.

Наталия Чечель, заместитель директора департамента музеев Минкультуры, рассказала нашему изданию, что предварительная экспертиза предметов не проводилась. Музею дано поручение сделать ее в течение года. По ее словам, среди переданных вещей много предметов, заведомо заявленных как копии, — например, доспехи и оружие. Это не первый «конфискат», оказавшийся в подмосковном музее «Новый Иерусалим»: в прошлом году туда было передано 86 предметов — картины и книги из коллекции заместителя Кузнецова и его предполагаемого соучастника Валерия Носова, получившего срок 14 лет.

Другая часть собрания Буллок — около 800 антикварных книг — поступила в Музей-заповедник А.С.Пушкина в Больших Вяземах. В июле этого года туда же отправились пианино марки C.Bechstein и рояль Seiler из квартиры Кузнецова и Буллок.

Сомнений в подлинности переданного в Вяземы нет, гораздо интереснее та часть, которая через годы разбирательств попала в «Новый Иерусалим». Ценности, упакованные в контейнеры для отправки в США, были арестованы на складе в Санкт-Петербурге в 2014 году, несколько лет спустя после бегства супругов за границу.

По сообщению Следственного комитета, тогда, помимо 13 ящиков с книгами, было обнаружено 1357 произведений искусства, в том числе 113 картин, две крупные иконы в окладах высотой около 1,5 м, 82 предмета мебели, доспехи, оружие, столовые приборы фирмы «Фаберже», фарфор, монеты.

Как рассказал нашему изданию один из присутствовавших на складе во время первой распаковки найденного, помимо мебели, там были портьеры, шпалеры, белье — создавалось впечатление, что обстановку роскошного особняка просто вывезли целиком без разбора. «Похоже, все изъятое — имущество из квартиры Кузнецова на Остоженке», — уточнил на церемонии передачи первый заместитель министра имущественных отношений Московской области Алексей Вьюрков. С той поры они находились на хранении в Государственном музее истории Санкт-Петербурга в Петропавловской крепости.

Как рассказала Чечель, по решению суда эти многочисленные предметы были переданы в ведение Министерства культуры РФ. Ведомство получило ходатайство от департамента культуры Московской области о передаче этих ценностей как компенсации убытков из-за деятельности Кузнецова и Буллок. Просьба была удовлетворена.

В «Новом Иерусалиме» в присутствии журналистов распаковали некоторые из произведений искусства. Согласно названиям, это были картины Константина Маковского «Дуэт», Ивана Шишкина «Сосны на берегу залива» (1889), Петра Кончаловского «Водосброс. Вид с мостика» (1936), Василия Сурикова «Портрет старика» (1887) и графика Марка Шагала «Ноев плащ».

Также среди авторов переданных картин и рисунков называются такие классики русского искусства, как Исаак Левитан, Владимир Маковский, Александр Бенуа, Роберт Фальк. Ранее в сообщениях о коллекции Буллок фигурировали Давид Бурлюк, Алексей фон Явленский, а также имена менее известных широкой публике Сержа Полякоффа, Андрея Ланского, Сержа Шаршуна, Джулиана Шнабеля, Дэвида Сале, работы поздних нонконформистов, Вильяма Бруя.

Однако радоваться столь богатому приобретению подмосковного музея и называть приобретенное шедеврами, как делают многие, преждевременно. Уже в 2014 году, после опубликования первой информации о картинах из арестованного собрания, появились сомнения в их подлинности. Так, специалист Екатеринбургского музея изобразительных искусств по авангарду Ольга Горнунг тогда рассказала «Фонтанке», что «Девочка в кресле» с крупной подписью «Фальк» с петербургского склада, по всей видимости, является копией с одноименной картины, находящейся в Екатеринбурге с 1920 года.

Искусствовед и коллекционер Сергей Подстаницкий ранее рассказал: «Отдельные вещи из этой коллекции были мне знакомы, и, когда в 2014 году по телевидению прошел сюжет с оперативной съемкой из того склада, где обнаружились вещи Буллок, я увидел среди них те самые картины, которые предлагали моим знакомым. Еще там был большой Фальк, совершенно фальшивый, были какие-то вещи с придуманными именами. Из хороших вещей — отличное масло Бориса Григорьева, достаточно раннее, примерно 1915 года, что-то с чертями. И это, по-моему, была единственная вещь музейного уровня, все остальное — сомнительное… Но эта коллекция требует серьезной проверки».

Среди арестованных предметов, происхождение которых более прозрачно, — парадный портрет Екатерины II мастерской Иоганна Лампи Старшего. В 2002 году он был на аукционе, где распродавалась коллекция «Инкомбанка» (Кузнецов был его аукционером и вице-президентом).

После церемонии передачи директор музея «Новый Иерусалим» Василий Кузнецов рассказал журналистам: «Для нас важно провести все необходимые мероприятия по установлению подлинности работ, чтобы часть коллекции оказалась в нашей постоянной экспозиции и посетители смогли как можно скорее их увидеть. Мы очень надеемся, что работы окажутся подлинными».

Алексей Кузнецов, разыскиваемый с 2008 года, был выдан по экстрадиции Российской Федерации в январе 2019 года и сейчас дожидается решения суда. Жанна Буллок, которая уже успела с ним развестись и покинуть страну, в 2018 году была заочно осуждена в России на 11 лет. Многие годы она проживает в Нью-Йорке, по сообщению Daily Mail, в своем особняке стоимостью $30 млн и ведет светский образ жизни. Месяц спустя после приговора она провела благотворительную вечеринку по сбору средств для детей, рожденных заключенными.

Просьбу об экстрадиции Буллок США отклонили, так как она является американской гражданкой. Однако в Штатах судебные иски в отношении нее также не прекращаются. Например, на нее подавали в суд из-за невыплаченных взносов по манхэттенским таунхаусам. В 2014 году миланский архитектор Джанкарло Альхадефф (Giancarlo Alhadeff), спроектировавший для нее интерьеры домов, отелей и 50-метровой яхты «Царица», подал на Буллок в американский суд из-за невыплаченного гонорара размером $2 млн. В 2016 году американская светская львица Джина ДиСабатино (Gina DiSabatino) подала к ней иск, утверждая, что Буллок как галерист и специалист по недвижимости помогла ее мужу спрятать картины Матисса и Пикассо, чтобы избежать раздела имущества при разводе. В 2013 году Буллок вышла замуж в четвертый раз, за арт-эксперта Рэндалла Брокетта (Randall Brockett), который несколько лет с ней вместе работал. Брокетт является экспертом по развитию нью-йоркской компании Crozier Fine Arts, Inc., занимающейся хранением и логистикой произведений искусства.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+