18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Cosmoscow задает тренд на разнообразие доступного искусства

В Москве открылась ярмарка Cosmoscow, уже несколько лет подряд дающая старт новому галерейно-выставочному сезону

Проходящее в начале сентября мероприятие призвано в очередной раз мобилизовать российский арт-рынок — участники Cosmoscow, несмотря на летнюю расслабленную обстановку, напряженно отбирали произведения для своих стендов, подгоняли художников, чтобы те вовремя закончили предназначенные для ярмарки новые работы, организаторы Cosmoscow подготовили примерно десяток спецпроектов, образовательную программу и даже продумали, чем занять маленьких (от 4 лет) посетителей ярмарки. Все это с одной целью — заманить на ярмарку побольше коллекционеров, еще не вполне пришедших в себя после сезона летних отпусков и потому более склонных к импульсивным покупкам. Уже на вернисаже многие галеристы признавались, что кое-что было продано еще до официального открытия. 

В четверг утром, пока все журналисты сидели на пресс-конференции, а сотрудники галерей прихорашивались сами и вносили последние штрихи в оформление стендов, по ярмарке прогуливался Андрей Малахов — пожалуй, самая медийная персона среди отечественных коллекционеров современного искусства. Ближе к вечеру был замечен и Роман Абрамович, но и он покинул Гостиный Двор еще до начала ВИП-превью. Кстати, в этом году основанный им Музей современной культуры «Гараж» впервые участвует в ярмарке, но, разумеется, не с целью продавать искусство, а со своим спецпроектом. Музей воссоздал на Cosmoscow обстановку квартиры Владислава Мамышева-Монро, представляя таким образом деятельность архива российского современного искусства «Гаража». Кроме того, на ярмарке действуют музейные книжный и сувенирный магазины, а 5% от выручки за входные билеты на Cosmoscow будут перечислены в эндаумент-фонд музея. 

По данным организаторов ярмарки, вернисаж Cosmoscow в четверг вечером посетило более 4 тыс. человек, и, действительно, уже к восьми вечера на некоторых стендах было буквально не протолкнуться, хотя и была попытка несколько разделить потоки: часть гостей была звана к шести вечера («коллекционеры»), другая — к восьми («арт-профессионалы»). Особенно оживленно было на стенде галереи Марианы и Мадины Гоговых Artwin, где был представлен специально созданный для ярмарки проект-коллаборация Евгения Гранильщикова и Алисы Йоффе. Такой ажиотаж можно объяснить тем, что специальное жюри ярмарки в составе Андрея Егорова (заведующий научным отделом Mосковского музея современного искусства), Екатерины Иноземцевой (куратор международных программ Музея современного искусства «Гараж»), Николауса Шафхаузена (немецкий куратор, режиссер, автор и редактор многочисленных публикаций о современном искусстве) и Риты Янссен (патрон цюрихского Кунстхалле) выбрало Artwin Gallery «лучшим стендом Cosmoscow 2019». 

Раздача призов происходила несколькими часами ранее на пресс-конференции по случаю открытия ярмарки. Обладателем премии Credit Suisse и Cosmoscow для молодых художников, вручаемой в четвертый раз, стал российский художник Игорь Самолет. Победитель получит грант, менторскую поддержку экспертов, а также возможность принять участие в арт-резиденции культурного центра PROGR в Берне, Швейцария (благодаря новому партнерству с представительством Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция» в Москве продолжительность арт-резиденции для лауреата увеличивается с одного месяца до трех).

«Художником года» на этот раз стал дуэт «МишМаш», который специально для Cosmoscow подготовил «тотальную микроспективу» своего творчества — в самых разных частях ярмарки можно неожиданно обнаружить небольшие гипсовые фигурки, которые предлагают посетителям поиграть в прятки и принять участие в своеобразном квесте по экспозиции. «В любой трещине и разломе, в любой щели и зазоре, в любом несоответствии, благодаря которому мы можем смотреть глубже наличествующей поверхности и видеть суть вещей, присутствует „МишМаш“», — поясняют авторы спецпроекта. 

Среди множества специальных проектов Cosmoscow (искусство буквально повсюду) — выставка «Белое солнце», подготовленная в рамках партнерства с посольством Государства Катар в РФ и компанией Qatar Airways, — звуковая инсталляция Soundwalk Collective, посвященная поющим пескам пустыни, и работы фотографов Генри Даллала, Влада Локтева, Михаила Розанова и Данилы Ткаченко. Проект галереи «ГУМ-Red-Line» «Философия общего дела» придуман художником Гошей Острецовым: на протяжении первых трех дней работы ярмарки художники будут создавать гигантское коллективное произведение на огромном 140-метровом холсте, натянутом на конструкции в виде простенького лабиринта. Говорят, что потом холст разрежут на части и продадут на благотворительном аукционе. В создании коллективного произведения принимают участие Владимир Дубосарский, Алиса Йоффе, Ирина Корина, Павел Пепперштейн и другие художники. 

Что касается основной части ярмарки (все-таки суть происходящего — продажа искусства), то в этом году особенно хорошо ощущается международный статус Cosmoscow, который и делает ее уникальной. Ведь с этого года это не единственная ярмарка современного искусства в Москве, в мае в том же Гостином Дворе дебютировала DA!Moscow — детище галериста и аукциониста Владимира Овчаренко. Он, кстати, вчера одновременно с превью для коллекционеров ярмарки-конкурента (а когда-то Овчаренко был среди основателей, а потом постоянным участником Cosmoscow) открывал предаукционной выставкой Vladey новое пространство в Гостином Дворе — два этажа вскоре станут еще одной площадкой для современного искусства.

Иностранцев среди участников Cosmoscow в этом году действительно много, в том числе есть весьма статусные западные галереи, которые привезли настоящих звезд мирового искусства. Например, итальянская галерея Giorgio Persano представляет работы самого Микеланджело Пистолетто (зеркала с наклеенными на них фигурами — пожалуй, самый фотографируемый объект на ярмарке, так как идеально подходит для селфи). Именно работа Пистолетто — самая дорогая на ярмарке, она оценивается в €500 тыс. Произведения скульптора Стефана Балкенхола на стенде финской Galerie Forsblom обойдутся значительно дешевле, от €52 тыс. за небольшую скульптуру до €120 тыс. за огромное деревянное панно. А вот французская galerie frank elbaz привезла, в числе прочего, графику Дмитрия Пригова по ценам «мало не покажется»: небольшие рисунки по €15–20 тыс. (в том числе потрясающий «Бестиарий»), а большая графическая работа — €150 тыс. Разумеется, дорогие работы есть и в российских галереях — например, скульптура Эрнста Неизвестного в галерее «Веллум» ($50 тыс.). Достаточно дорогое российское и западное искусство традиционно предлагает Askeri Gallery, причем владелице галереи Полине Аскери-Белоцерковской удается успешно продавать работы по этим ценам: так, скульптуры Даниэля Закх оцениваются в диапазоне от $15 тыс. до $20 тыс. и одна из скульптур уже продана, проданы две работы Ромена Фроке (от €2,5 тыс. за графику до €13 тыс. за живопись) и даже по инсталляции южнокорейского художника Кван Йонг Чана (€110 тыс.) идут переговоры о продаже. Кстати, о продажах рассказала и Елена Селина: еще вчера у нее была продана одна из фотографий Владислава Мамышева-Монро (он в образе Путина), остальные были пока доступны — по €4,5 тыс. 

Но все-таки тренд ярмарки Cosmoscow в этом году — разнообразие и обилие так называемого доступного искусства, причем очень симпатичного (графика, работы молодых художников, тиражные произведения и даже арт-сувенирка), по самым демократичным ценам. Для примера — монохромные акварели Николая Алексеева в галерее Х.Л.А.М. (от €400), рисунки тушью Ивана Языкова в галерее «Роза Азора» (от €500), принты Ольги Кройтор и Хаима Сокола в Shaltai Editions (от €800), «Макабры» — серия на дереве Гоши Острецова в NK Gallery (от €1 тыс., но кое-что уже продано), и, наконец, забавные свитера с принтами Алины Глазун в ArtTube Editions (32 тыс. руб.). Спешите видеть и покупать! 

В этом году партнёром Cosmoscow стала ювелирная компания Mercury. Во время ярмарки Mercury представили украшения из коллекции Classic, Flower и Color с уникальными драгоценными камнями.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+