18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Между огнем и огнем: куда идет украинское современное искусство

В Вене открылась выставка «Between fire & fire. Украинское искусство сейчас», призванная передать состояние современного украинского общества, переживающего нескончаемую череду болезненных трансформаций

Выставка Between fire & fire, проходящая в здании Semper Depot венской Академии художеств, стала главным событием перекрестного года культуры Украины и Австрии — 2019. Авторский проект двух кураторов — Алисы Ложкиной и Константина Акинши — реализован при поддержке Украинского института и Zenko Gallery.

«На сегодняшний день это самая большая выставка современного украинского искусства в рамках перекрестного года культуры, — рассказала корреспонденту TANR Татьяна Филевская, креативный директор Украинского института. — Мы хотим, чтобы нас услышали и поняли: в Украине сейчас сложная ситуация — за очень короткий промежуток времени случились почти одновременно революция, война, смена власти — и на фоне всего этого формируется новое поколение, которое живет в социальных сетях, в Instagram. Насколько новый Киев релевантен Европе и миру?»

По замыслу авторов проекта, выставка призвана передать состояние современного украинского общества, переживающего нескончаемую череду болезненных трансформаций, и рассказать об атмосфере на Украине последних лет. О том, как ностальгия по советскому прошлому вызывает острые дискуссии об исторической памяти, накладывается на травму войны и революций и на простое желание жить и получать удовольствие от жизни.

«Название „Между огнем и огнем“ взяли из немецкого перевода сборника Уильяма Блейка „Песни невинности и опыта“, — говорит куратор Алиса Ложкина. — Это наше состояние на переломе эпох — нам показалось важным контекстуализировать то, что происходило в Украине последние пять лет. Это выставка о призраках прошлого, отношения с которыми тоже нужно уметь выстраивать, а также про трансгрессию — бахтинский карнавал как извечную оппозицию властным нарративам».

В гигантском зале Semper Depot представлены работы 22 молодых украинских художников, среди которых объекты, инсталляции, фотографии и перформансы Марии Куликовской, Давида Чичкана, Вовы Воротнева, Романа Михайлова, Никиты Шаленного, Саши Курмаза и других.

Экспозиция начинается с трех фотографий, как бы задающих ее рамки. Один из снимков — знаменитый кадр, сделанный фотографом Сашей Курмазом в 2011 году: обнаженная девушка, за которой виден ансамбль памятника «Родина-мать» в Киеве. Второе фото — снимок, ставший в дни событий на майдане вирусным в соцсетях, его сделал репортер Игорь Петров: стоящая на фоне огня черная фигура в противогазе. Третья фотография — снимок Александра Чекменева из серии «Донбасс»: женщина с иконой в руках перед разбитым домом.

Экспозиция продолжается видеозаписью перформанса Вовы Воротнева «Перечень». Перформанс был сделан, когда автор участвовал в поездках на границу с зоной боевых действий: в краеведческом музее Лисичанска художник зачитал список всех украинских сел. Чтение продолжалось семь с половиной часов, столько же длится и видео.

Еще одна очень важная для понимания мироощущения современного украинца инсталляция Зины Юсуповой называется «Подземное сопротивление». Это серия миниатюрных подземных бункеров, их интерьеры выполнены с изысканным вкусом, но выход наверх наглухо закрыт — как символ желания уйти от реальности, от травматической действительности и остаться в глубинах своего внутреннего пространства.

В центральной части экспозиции возникает тема рейва. «Рейв-культура в Киеве зародилась еще на излете майдана, а теперь мы превратились чуть не в европейскую столицу рейва, — рассказывает Алиса Ложкина. — Вечеринку „Схема“, которой посвящена часть нашей экспозиции, знают не только в Киеве. Рейв-пати собирают тысячные залы, молодежь прилетает из всех европейских стран. В Украине, в которой идет вооруженный конфликт, в которой столько нерешенных вопросов, рейв стал главной территорией свободы».

Тема рейва представлена снимками Саши Курмаза с вечеринки «Схема». Рядом — экран с девятиминутным видео молодых режиссеров Романа Химея и Ярыма Малащука, посвященным той же «Схеме». В течение нескольких минут персонажи видеосюжета впадают в ритмический транс, двигаются вместе с сотнями таких же отключившихся от реальности молодых людей, и вот уже ночь прошла, музыка затихла, и ты на улице — а мир вокруг остался прежним, ничего не изменилось и куда идти — непонятно…

Завершают композицию центрального пространства зала две работы. «Ковры» Александра Совтусика, выпускника Краковской художественной академии, используют бабушкины ковры, непременный атрибут советского быта, предмет вожделения хозяек. Сотворенный художником из старого ковра монстр как призрак недавнего советского прошлого может в любой момент появиться из темного угла. Рядом — не менее мрачные «Тени» Романа Михайлова, обуглившиеся силуэты кораблей, травма потери Крыма.

Отдельное и самое значительное место выставочного пространства занимают огромные металлические горельефы из Львовского мемориального музея тоталитарных режимов «Территория террора»: это пять монументальных фигур, напоминающих каменных истуканов острова Пасхи.

«Наш музей собирает декоммунизированные объекты искусства, — рассказала Ольга Гончар, директор львовского музея. — Процесс избавления от признаков советского прошлого начался в Украине, особенно в Западной, еще в 1990-е годы, тогда были переименованы улицы, из парков исчезли гипсовые пионеры с горнами и девушки с веслом. Но официально политика декоммунизации тогда не была провозглашена, каждый город на свое усмотрение избавлялся от внешних признаков советской власти. На данный момент наш музей взял на себя ответственность и инициативу забирать в коллекцию объекты искусства, которые со скандалами исчезают из публичного пространства».

В зале венской Академии художеств эти горельефы перемежаются огромными цветными фотографиями фантасмагорических карнавальных персонажей народного праздника в Карпатах — Маланки. Трансгрессивные фигуры: не мужчины, не женщины, не люди, не монстры, — они удивительным образом сочетаются с брутальными металлическими колоссами из Львова.

«История этой выставки — история страны как она есть, не полированная, не приглаженная — с растерянностью, разочарованиями, мечтами, безумными памятниками, — говорит куратор Константин Акинша. — Это третья часть большой выставочной трилогии. Первую мы осуществили, когда майдан еще дымился, — тогда здесь же, в Вене, в Кунстерхаузе, собрали объекты искусства, возникшего на майдане. Например, показали серию политических плакатов, которые перепечатывала вся Украина. Один из плакатов назывался „Я капля в море“, и так мы назвали первую выставку. Вторая прошла в прошлом году в Будапеште — „Перманентная революция“, собравшая украинское искусство за последние 30 лет. Теперь — „Между огнем и огнем“. Мы пытаемся этими выставками описывать историко-политическую ситуацию в стране. Может ли современное искусство быть отражением реального состояния общества? Ответив на этот вопрос, мы — и кураторы, и художники — должны остановиться и понять, куда идем дальше».

Выставка Between fire & fire в здании венской Академии художеств Semper Depot продлится до 8 октября 2019 года, вход свободный.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+