18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Подлинные страсти кипят вокруг подделок работ Наталии Гончаровой

№14
Материал из газеты

Коллекционеры, музейщики и антиквары объединяются в борьбе с фальсификаторами

В расписании лондонской «русской недели» присутствует мероприятие, способное оживить размеренный ход аукционов русского искусства. В галерее «Эрарта» 31 мая пройдет дискуссия Русский арт-рынок. "Подделки и фальшивки". Вероятно, стоит ожидать и подробностей о новом художественном фонде. Весной 2013 года было объявлено о том, что по инициативе коллекционера, председателя совета директоров банковской группы «Альфа-банк» Петра Авена планируется создание арт-фонда Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова.

Одной из целей фонда должен стать выпуск каталога-резоне, то есть всех признанных подлинными произведений Гончаровой, и защита наследия художницы от подделок. В дискуссии о подделках согласились принять участие галерист и специалист по русскому искусству Джеймс Баттервик, директор проекта Pigmentum, научный сотрудник Оксфордского университета доктор Николас Исто и специалист организации по поиску утраченных произведений искусства ArtLoss Register Элис Фэррен-Брэдли. Дискуссия должна привлечь к проблеме подделок внимание публики, напомнив о самых громких событиях в этой сфере: судебном процессе Виктора Вексельберга с аукционным домом Christie’s по поводу Одалиски, когда было поставлено под сомнение авторство Бориса Кустодиева; о скандале на выставке Александры Экстер во Франции в 2009 году, когда все экспонаты были объявлены поддельными; наконец, о том, что специалисты Государственной Третьяковской галереи отказались признать подлинность значительного числа работ Наталии Гончаровой, опубликованных в двух монографиях, вышедших недавно в Англии и Франции.

Все, что касается творчества Гончаровой, имеет особое значение для русского арт-рынка. Она из редких отечественных художников, чьи работы на аукционах включены в международные разделы модернистов. Впечатляют и результаты продаж: в 2010 году ее полотно Испанка (1916) ушло за £5,5 млн на Christie’s, она заняла место самой дорогой художницы в мире. Неудивительно, что издание двух книг об «амазонке авангарда» вызвало интерес и неоднозначную реакцию российских экспертов. Именно эти книги привела в пример директор галереи «Элизиум», вице-президент по экспертизе Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров России и СНГ (МКААД) Марина Молчанова, когда на круглом столе Антикварный рынок России: проблемы развития и вопросы исследования (март 2013 года, Москва, Государственный институт искусствознания) зашла речь о сомнительных издательских проектах, наносящих вред внутреннему антикварному рынку. Книга доктора Энтони Партона Гончарова: искусство и дизайн Наталии Гончаровой вышла в 2010 году, в 2011-м Дениз Базету публикует книгу Наталия Гончарова. Ее творчество. Между традицией и современностью. Если Энтони Партон известен профессионалам, в том числе своей работой Михаил Ларионов и русский авангард (1993), то о Дениз Базету до сего дня слышно не было. В обоих изданиях одновременно с классическими произведениями Гончаровой присутствуют работы, принадлежность которых лаконично описывается как «частное собрание», нигде ранее не публиковавшиеся (в книге Базету около 150 таких вещей). Вошли в монографии и картины, которые получили отрицательные заключения российских экспертов об их подлинности.

Ни тот, ни другой автор в процессе работы над книгой не видел оригиналов Гончаровой, хранящихся в российских музеях, и это учитывая, что основным держателем наследия художницы является Третьяковка (более 400 картин и тысячи графических работ).

Такое внезапное разрастание творческого наследия Гончаровой вызвали обеспокоенность российских музейных специалистов, антикваров и коллекционеров. Об этом в апреле 2011 года говорили участники прессконференции в «РИА Новости», среди которых были генеральный директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева и Петр Авен (сам владеющий прекрасным собранием работ Гончаровой). Следом Ирина Лебедева направила письмо в издательство Antique Collectors Club, указывая на научную неосновательность и некорректность книг Партона и Базету и на недопустимость включения в творческое наследие художника неподтвержденных работ неизвестного происхождения.

В 2012 году МКААД опубликовала специальный доклад, подготовленный при участии сотрудников Третьяковской галереи Ирины Вакар и Евгении Илюхиной, специалистов по творчеству Наталии Гончаровой. Как сказано в докладе, конфедерация выступает в защиту наследия Наталии Гончаровой в связи с публикацией спорных исследований ее творчества. В нем проводится сравнительный искусствоведческий анализ произведений художницы, входящих в русские и зарубежные музейные собрания, с работами из частных коллекций, включенными в монографии Партона и Базету (с авторством Гончаровой), и даны примеры наличия среди «новых работ Гончаровой» картин — двойников известных произведений, элементов цитирования и компиляции и вещей с неясным провенансом.

Едва ли в мире существует художник, наследие которого изучено на все 100%, поэтому всегда есть вероятность обнаружения неизвестных произведений. Но следует быть осторожными, когда речь идет о появлении значительного числа «новых» работ автора, исключительно востребованного на рынке. Сегодня наряду с традиционной схемой создания единичных подделок сформировалась индустрия массовой легитимизации сомнительных произведений, в которой активно используется публикация «новых» работ вместе с эталонными в изданиях, претендующих на статус каталогов-резоне. А тот факт, что зарубежные эксперты уверенно подтверждают подлинность сомнительных работ русских художников и игнорируют официальные возражения российских специалистов, можно считать последствием ослабления статуса российского института экспертизы, доверие к которому не раз подрывалось скандалами.

По словам куратора грядущей в октябре в Третьяковской галерее выставки Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом Евгении Илюхиной, серьезной проблемой становятся выставки, формируемые «свободными кураторами», которые (даже без злого умысла), зная работы художника только по книгам, могут включить в экспозицию и в каталог выставки сомнительные вещи. От таких проблем в большей степени застрахованы крупные музеи. Защите наследия художников помогают профессионально сделанные выставочные и издательские проекты: так, живописные работы художницы (411 полотен) из собрания галереи включены в вышедший в 2010 году том академического каталога собрания ГТГ, посвященного живописи первой половины ХХ века.

Однако возможности — и кадровые, и финансовые — музеев, заинтересованных в том, чтобы не допустить девальвации имени художника, ограничены. Вероятно, именно формат арт-фондов, занимающихся творчеством определенных художников, даст возможность избежать размывания их творческого наследия. Как заявил Петр Авен в комментарии радио «Голос России»: «Гончарова — это символ русской живописи, и защита этого имени от фальсификаций — наш моральный долг. Я думаю, что мы сможем заняться этим во Франции, начать уголовное расследование и довести его до конца».

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+