18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сенсационную выставку «Союз молодежи. Русский авангард 1909–1914» представляет Еврейский музей

№77
Материал из газеты

Главная идея кураторов выставки — рассказать о Союзе молодежи как о революционном явлении русского искусства и оценить его влияние на последующие течения авангарда

В Еврейском музее и центре толерантности открывается выставка «Союз молодежи. Русский авангард 1909–1914», рассказывающая о первом в России официально зарегистрированном объединении художников-новаторов, среди участников которого были Казимир Малевич, Михаил Матюшин, Владимир Татлин, Павел Филонов и многие другие представители русского авангарда, не столь известные публике. Летом этого года грандиозная экспозиция Союза молодежи в Государственном Русском музее стала настоящей сенсацией, а теперь она приезжает в Москву, хотя и в сокращенном виде. Общество художников «Союз молодежи» (в ранних записях именовалось также «Товарищество художников») возникло в Петербурге в конце 1909 года по инициативе художника Михаила Матюшина и мецената, знатока театра Левкия Жевержеева. Секретарем общества был Иосиф Школьник, первым председателем стал Эдуард Спандиков, а в январе 1913 года его сменил Жевержеев; деятельными его участниками были Ростислав Воинов, Владимир Марков (В.И.Матвей) и Савелий Шлейфер. Кстати, слово «молодежь» в названии не случайно: это действительно было объединение 20-летних.

Зимой 1909–1910 годов новое объединение решает вопросы об аренде мастерской, организации фонда и выставки, формировании устава. Официальная регистрация Союза молодежи состоялась 16 февраля 1910 года после утверждения устава общества со следующими целями: «ознакомление… с современными течениями в искусстве, развитие… эстетических вкусов путем совместных занятий рисованием и живописью». Регулярную выставочную деятельность Союз молодежи вел до 1914 года, но в разных составах и с перерывами просуществовал до 1919 года. Неизменным оставался основной принцип союза — открытость новым воззрениям, людям и течениям. В результате символизм, неопримитивизм, кубизм и футуризм мирно сосуществовали на его выставках.

В деятельности Союза молодежи приняли участие свыше 80 художников, среди них Натан Альтман, Юрий Анненков, Варвара Бубнова, Александр Куприн, Аристарх Лентулов, Надежда Лермонтова, Казимир Малевич, Михаил Матюшин, Петр Митурич, Иван Пуни, Владимир Татлин, Николай Тырса, Надежда Удальцова, Роберт Фальк, Павел Филонов, Марк Шагал, Александра Экстер.

Пожалуй, самый важный вклад союза в развитие авангардного искусства в России (разумеется, кроме того, что основатели общества были первопроходцами) в том, что его деятельность способствовала консолидации художественных сил двух столиц. Кроме выставок общество занималось издательской деятельностью и театральными постановками. Но главное, что на выставочной площадке в Петербурге, предоставленной Союзом молодежи, были показаны молодые авангардисты во всем многообразии творческого поиска. Были и совместные акции москвичей и петербуржцев. Так, весной 1912 года в Москве состоялась сборная выставка участников Союза молодежи и объединения Михаила Ларионова «Ослиный хвост», а в начале 1913‑го появилось московское отделение союза, которое возглавил Казимир Малевич.

Казначей Левкий Жевержеев

Едва ли не за каждым громким проектом в истории художественных объединений в России рубежа XIX–ХХ веков стоит поддержка частного капитала. Издание журнала «Мир искусства» стало возможным благодаря финансовой помощи Саввы Мамонтова и княгини Марии Тенишевой; идейным вдохновителем и меценатом группы «Голубая роза» и символистского журнала «Золотое руно» был представитель финансово-промышленной династии Николай Рябушинский. Активная выставочная и издательская деятельность, проведение диспутов и даже театральные постановки Союза молодежи также были бы невозможны без участия Левкия Жевержеева. 

Он не только обеспечил материальную сторону дела (мастерская, материалы и прочее), но и принял активное участие в формировании идеологии союза, став его учредителем, казначеем и на определенном этапе председателем.
Сын богатого купца, поставщика церковных тканей и облачения, коллекционер и антиквар, а также большой любитель театра — так можно описать род занятий и круг интересов Жевержеева. Благодаря ему Союзу молодежи удалось устроить семь выставок: пять в Петербурге и две выездные — в Риге (1910) и в Москве (1912). Членам общества выдавались так называемые субсидии (никогда не возвращавшие­ся) и безвозвратные ссуды, иногородним экспонентам оплачивалась доставка произведений в Петербург, приглашенные участники диспутов и театральных постановок были на полном обеспечении общества, финансировавшего проезд, проживание, материалы и диапозитивы. Обязательным был гонорар лекторам, авторам сборников и спектаклей. Кроме того, Жевержеев предоставил в распоряжение общества Троицкий театр миниатюр, незадолго до того выстроенный им на участке, примыкавшем к его дому. Здесь проводились знаменитые диспуты, а также 

было реализовано несколько театральных постановок. Важно, что Жевержеев не только спонсор общества — оказались востребованными и его организаторские способности, и амбиции театрального импресарио. Жевержеев вовлек художников Союза молодежи в создание театральных постановок. Первым таким новаторским проектом было «Хоромное действие» (художественное оформление Александра Гауша, Михаила Ле-Дантю, Евгения Сагайдачного, Эдуарда Спандикова, Иосифа Школьника). 

Впрочем, именно спектакли, после которых начались разногласия Жевержеева с их участниками, стали последним проектом Союза молодежи, распавшегося в начале 1914 года.

«Победа над Солнцем»

Знаменитое явление художественного и театрального авангарда — футуристическая опера-буфф «Победа над Солнцем» (1913) тоже вышла из недр Союза молодежи. Автор постановки — в соавторстве с Алексеем Крученых — Михаил Матюшин написал также музыку (он был не только живописцем, но и профессиональным дирижером и скрипачом), а за художественное оформление отвечал Казимир Малевич. В декорациях зрители впервые увидели его «Черный квадрат». В декабре 1913 года на сцена арендованного Союзом молодежи театра «Луна-парк» в сценографии членов общества — Малевича, Школьника и Филонова — были осуществлены новаторские постановки Первого в мире театра футуристов: «Владимир Маяковский» (при участии автора, исполнившего главную роль, и в оформлении Ольги Розановой, Павла Филонова, Иосифа Школьника) и «Победа над Солнцем».

Пропаганда нового искусства 

В сотрудничестве с поэтами-футуристами Союз молодежи провел в Троицком театре в 1912–1913 годах серию из шести диспутов. Стоит ли говорить, что диспуты с участием братьев Бурлюков, Малевича и Маяковского проходили в заполненном до отказа зале, почти всегда заканчивались скандалом и получили бурный отклик аудитории и прессы. На выступлениях зачитывали выдержки из манифеста Союза молодежи, написанного Ольгой Розановой: «Мы объявляем, что все пути хороши, кроме избитых и загрязненных чужими несчетными шагами, и мы ценим только те произведения, которые новизной своей рождают в зрителе нового человека. Мы объявляем борьбу всем, опирающимся на слово „устой“, ибо это почтенное слово хорошо звучит в устах тех людей, которые обречены не поспевать за стремительным бегом времени». 

В апреле 1912-го Союз молодежи начал выпускать первое в России периодическое издание, посвященное современному искусству, — одноименный сборник «Союз молодежи». Общий тираж вышедших в 1912–1913 годах трех номеров составил 1,5 тыс. экземпляров. В них были напечатаны основополагающие статьи Маркова (В.И.Матвея) «Принципы нового искусства», Розановой «Основы нового творчества и причины его непонимания», а также тексты из современных европейских каталогов, переведенные на русский язык силами Союза молодежи.

Фонд 121

Русский музей располагает наиболее представительным собранием произведений художников — членов и экспонентов Союза молодежи. Документы общества, находившиеся у Спандикова и Жевержеева, сохранялись ими, вопреки изменившейся художественно-политической ситуации, на протяжении всех 1920-х годов, а затем были переданы в Русский музей и ныне находятся в отделе рукописей, образовав фонд Союза молодежи — Ф. 121. 

Еврейский музей и центр толерантности
Союз молодежи. Русский авангард 1909–1914
24 октября 2019 – 19 января 2020

Самое читаемое:
1
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
2
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
3
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
6
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
7
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Мультиспектральные изображения позволили увидеть, что давний владелец средневекового памятника, пользующегося славой самого таинственного в мире манускрипта, пытался самостоятельно разгадать его секреты — но, судя по всему, в этом не преуспел
26.11.2024
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+