18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Московская биеннале глазами иностранца

Британский критик Саймон Хьюитт делится впечатлениями от 8-й Московской международной биеннале современного искусства

8-я Московская биеннале открылась в Новой Третьяковке на Крымском Валу 31 октября — менее чем через месяц после того, как глава биеннале Юлия Музыкантская собрала пресс-конференцию, чтобы ответить на обвинения художников, принимавших участие в предыдущей биеннале, которые заявили о плохой организации и невыплате гонораров.

Накануне открытия Музыкантскую поддержал исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели, устроивший роскошный ужин с грузинской кухней для сотрудников и участников выставки в ресторане «Галерея художника», расположенном по соседству с Российской академией художеств на Пречистенке. «Юлия взяла на себя управление биеннале, когда никто не хотел ею заниматься, — заявил он. — Многие критикуют ее, я — восхищаюсь ее смелостью».

Во время пресс-показа Музыкантская ничего не добавила к своему заявлению, сделанному 4 октября, когда она отвергла все обвинения, но организация мероприятия по-прежнему оставляла желать лучшего.

«Здесь нет вообще никакой организации», — рычал Александр Бродский, которого 15 минут продержали у бокового входа, прежде чем позволили ему войти, чтобы добавить последние штрихи к своей работе. Это выложенный белой плиткой тоннель, где демонстрируется ностальгическое видео, снятое в подземном переходе на «Китай-городе» в 1992 году, на котором полуслепые музыканты играют песню «Эх, дороги». Бродский хотел разбросать по полу под своим видео обрывки бумаг и окурки, но начальник охраны здания заявил, что это запрещено — и даже не из-за правил пожарной безопасности, возмущается Бродский, а из-за того, что некий напыщенный бюрократ решил, что мусор выглядит некрасиво. В итоге автор заменил окурки смятыми пивными банками.

Бродский вносит воинственно неряшливые нотки в экспозицию, которая в остальном выглядит как просторный ВИП-зал с минималистичными видами на пустое пространство стен. Это творение живущего в Берлине элитного архитектора Сергея Чобана. И неожиданного для биеннале куратора — любителя вращающихся кресел, оперного режиссера Дмитрия Чернякова. Второй этаж бывшего ЦДХ усеяли отдельными стендами и переделали до неузнаваемости, снабдив новым освещением и системой кондиционирования воздуха.

Представленные работы велики масштабами, но немногочисленны (их лишь немногим более 50). Две трети из 33 художников либо из России (12), либо из Австрии и Германии (10). Работы последних предоставила венская Альбертина, собрание которой было знаменито в основном графикой старых мастеров, пока в 2017 году захворавший продавец строительных товаров Карлхайнц Эссль не вручил ей свою беспорядочную коллекцию послевоенного искусства.

Если бы биеннале (носящая бессмысленное название «Ориентирование на местности») сосредоточилась на российско-германском диалоге, это было бы хотя бы логично, но горстка художников из США, Китая и с Ближнего Востока добавляет ей сбивающей с толку гламурности, китча и цифрового лоска. За последний отвечает Лейла из Баку (которая является дочерью президента Азербайджана Ильхама Алиева и членом попечительского совета биеннале).

Российские художники смотрятся уверенно на фоне привезенных из Альбертины работ. Андрей Кузькин с его хлебными головами и фигурками в напоминающих соты клетках обходит Георга Базелица, а возвышающаяся колонна «Рыбака» Марии Кулагиной затмевает фигуративную живопись австрийского дуэта Мунтеан — Розенблюм. Нервные поверхности картин Виталия Пушницкого, пересеченные полосами рваного белого полотна, вступают в энергичный диалог с подчеркнуто гладкими работами американца Алекса Каца.

Наталья Ситникова, картина которой искусно экспонируется лежа на первом этаже, ведет абстракционистский спарринг с триптихом классика акционизма Германа Нитча; Егор Плотников с бумажной скульптурой «Сверхчеловек» и Алексей Лука с шаткой лачугой говорят больше, чем соседствующие с ними картины австрийки Ксении Хауснер и разбитое пианино американца Тони Мателли.

Евгения Буравлева и Павел Отдельнов прекрасно смотрятся в изоляции со своими проектами, соединяющими живопись и видео: Буравлева — с ностальгическим взглядом на семью и природу, Отдельнов — с элегантной атакой на безудержно развивающуюся в России индустрию свалок. А вот Марию Суворову подвели, поместив три ее неоправданно масштабные архитектурные картины рядом с видом на римский замок Святого Ангела бесконечно талантливого Валерия Кошлякова. При том что большинство произведений российских художников, представленных на биеннале, были созданы в 2018–2019 годах, в том числе специально для нее, присутствие работы Кошлякова 1994 года трудно объяснить — разве что тем, что она принадлежит меценатам Екатерине и Владимиру Семенихиным. Английская подпись к картине, гласящая Angelcastle («Ангельский замок»), служит ярким примером бесконечных мучений биеннале с этим языком.

Недостаточную разрекламированность биеннале дополняет монументальный и совершенно неинформативный сайт, не содержащий фотографий экспонатов (как и страница биеннале на Facebook). До 22 января, даты закрытия биеннале, еще есть время исправить положение.


Текст был написан для RussianArtFocus

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+