Выставка посвящена двум выдающимся мастерам советской эпохи, двум Александрам — Дейнеке и Самохвалову, также проект приурочен к 120-летию со дня рождения Александра Дейнеки. Петербургский Манеж готовил его совместно с Министерством культуры РФ, Комитетом по культуре Петербурга, Российским фондом культуры и тремя музеями — Третьяковской галереей, Русским музеем и Курской картинной галереей имени Александра Дейнеки. В залах Манежа представлены 300 экспонатов — живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство из 37 музеев и девяти частных собраний.
Куратор выставки ректор Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Семен Михайловский сказал, что организаторам хотелось сопоставить близких по духу и тематике художников, живших и творивших в одно время, чтобы показать, как в тисках идеологических догматов они сумели сохранить свою индивидуальность.
Этих двух мастеров объединяет действительно многое. Оба выходцы из провинции: Дейнека — из Курска, Самохвалов — из Бежецка. Оба приехали учиться в столичные города в переломное для страны время, оба оказались обласканными советской властью. Для куратора было важно, что один из героев работал в Москве, другой — в Ленинграде, «в городах, противостоящих друг другу в разных сферах: в искусстве и в спорте», но тематически и стилистически они весьма близки.
В творчестве обоих просматривалось влияние учителей: Дейнека учился в Москве, во Вхутемасе у Владимира Фаворского, Самохвалов — в Петербурге, в Свободных художественных учебных мастерских у Кузьмы Петрова-Водкина. Дейнека и Самохвалов входили в близкие по духу объединения — ОСТ и «Круг художников», работали над одними и теми же темами, их героями становились красноармейцы, спортсмены, шахтеры, метростроевцы. Оба постоянно работали на заказ: рисовали плакаты, расписывали фарфор, участвовали в театральных постановках, занимались книжной графикой.
Оба еще при жизни стали известны не только на родине, но и за рубежом: работы Самохвалова и Дейнеки принимали участие во Всемирных выставках, Венецианской биеннале. Правда, если Дейнека многократно выезжал за границу, то Самохвалову удалось побывать в Европе только раз. Есть разница и в другом: по словам Семена Михайловского, в 1930-е годы за работы Дейнеки платили приличные по тому времени деньги. В 1930 году картина «Бег» была продана за 6 тыс. лир, в 1934 году «Женский кросс» — за 8 тыс. лир. Эти работы были куплены итальянскими музеями после выставок в павильоне СССР на Венецианской биеннале. Дейнеку можно считать рекордсменом павильона — он выставлялся в Венеции восемь раз. Из работ Александра Самохвалова был продан только небольшой портрет работниц Федоровой и Егоровой за 900 лир (недавно он появился на Sotheby’s).
По замыслу куратора, все пространство Манежа разделено на три парных сектора: война и мир, труд и спорт, герои и дети. «В каждом из разделов работы обоих мастеров как бы ведут внутренний диалог друг с другом, — считает господин Михайловский. — И дают возможность зрителю самому определить смысловые и формальные пересечения в их творчестве».
Одна из главных тем творчества и Дейнеки, и Самохвалова — спорт. Выставка устроена по принципу спортивной площадки: посетители попадают в зал по проходу, имитирующему выход из-под трибун стадиона на поле. Их встречает огромный экран, на котором нон-стоп идут кадры советской кинохроники с парадами и физкультурными праздниками.
Осмотр начинается с центрального зала первого этажа, расположенного ниже остального пространства. Здесь представлены стенды с биографиями художников, их самые ранние работы, а также произведения на тему труда и спорта. Как сказал на открытии выставки в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума ее дизайнер Антон Горланов, это пространство символизирует «мрак и преисподнюю», из которых посетитель постепенно должен подняться к свету. Видимо, поэтому зал фактически погружен во мрак, из почти полусотни работ только несколько хорошо освещены. Большую часть экспонатов рассмотреть очень сложно, особенно пострадала от такого светового решения витрина с небольшими скульптурами: густые тени от слабой, установленной сбоку лампочки наполовину закрывают некоторые предметы.
В боковых галереях Манежа представлены темы «Дети» и «Герои». К детям заходят издалека, с серии рисунков обнаженной женской натуры, плавно переходящих в портреты детей и книжные иллюстрации к детским книгам. В «Герои» попали портреты жен и друзей художников, а также серии зарисовок городских типов, часто исполненных в плакатной и даже карикатурной манере.
Самая пафосная часть экспозиции — война и мир — занимает весь второй этаж. Она освещена пронзительным светом, работы размещены на ярко-зеленом или алом фоне, отчего они выглядят еще выразительнее и агрессивнее. Здесь представлены многофигурные композиции обоих художников: «Оборона Петрограда», «Наемник интервентов», «Стахановцы» Дейнеки, «Аппассионата (Строители коммунизма)», «На страже Родины», эскизы панно для Всемирной выставки в Париже 1937 года Самохвалова. В самом финале экспозиции зрителю предлагают погрузиться в атмосферу стадиона: завершает выставку фрагмент настоящего футбольного поля с искусственным покрытием и воротами посередине, освещенный ослепительными софитами. Не хватает только бравурного советского марша и криков болельщиков.
Выставка в ЦВЗ «Манеж» открыта до 19 января 2020 года