Теперь в Музейном центре РГГУ будет выставка «Новая жизнь «Другого искусства», экспозиция не постоянная, но, судя по всему, коллекция Алшибая в стенах университета останется надолго.
В начале сентября в Музейном центре Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) в рамках проекта «Другое искусство» открылась выставка Новая жизнь «Другого искусства». Презентация обновленной экспозиции состоялась на очередном Международном фестивале коллекций современного искусства ГЦСИ.
Музей «Другое искусство» был создан в 2000 году в Музейном центре РГГУ на основе собрания неофициального искусства 1950–1970-х годов коллекционера Леонида Талочкина. В апреле этого года стало известно о планах вдовы Талочкина Татьяны Вендельштейн передать коллекцию для хранения в Третьяковскую галерею. После этого музей «Другое искусство» должен был опустеть, если бы не новая договоренность между руководством университета и известным коллекционером кардиохирургом Михаилом Алшибая, в собрании которого работы нонконформистов составляют значительное число. В общем же у коллекционера порядка 6 тыс. произведений. Теперь часть его собрания займет место в залах РГГУ. «Экспозиция «Другое искусство» в РГГУ — часть Музейного центра университета, его название «Музей «Другое искусство» — название проекта, о реализации которого я договорилась с Леней Талочкиным в 1995 году и который поддержал первый ректор РГГУ Юрий Николаевич Афанасьев», — рассказала нам Ирина Баканова, директор Музейного центра РГГУ. «Слово «музей» персонально было связано с фигурой Лени, сейчас мы говорим не о музее «Другое искусство», а о сохранении проекта «Другое искусство» (у Музейного центра есть и другие проекты). «Стены, на которых 15 лет висела коллекция Лени Талочкина, — говорит Михаил Алшибая, — не бог весть сколько народу туда ходит, но все-таки студенты это видят, это живой процесс, — не должны остаться пустыми… И стремления мои и желания тех, кто курирует Музейный центр РГГУ, как-то моментально совпали. Я буду счастлив, если эти планы осуществятся. У меня нет, может быть, работ такого класса, как у Талочкина, хотя некоторые вещи очень высокого уровня. Нет, скажем, живописи Вейсберга — есть графика, но, может быть, появится и живопись. Или там висело три работы Рабина, а у меня одна. И нет у меня такого Рогинского. Но всеже его знаменитая Красная дверь — один из ранних ремейков, парижский, конца 1980-х — есть. Я эту работу много раз показывал на выставках, и пусть лучше она висит в музее». В списке, составленном коллекционером, около 150 вещей Никиты Алексеева, Вагрича Бахчаняна, Эрика Булатова, Дмитрия Гутова, Франциско Инфанте, Дмитрия Краснопевцева, Владимира Немухина, Льва Нусберга, Михаила Рогинского, Владимира Яковлева. Выбирая работы для музея, Алшибая отметил, что «давать туда надо большие вещи, потому что пространство таково, что мелкие работы в нем теряются». Между Михаилом Алшибая и РГГУ будет заключен договор, подобный тому, который касался коллекции Талочкина.
Но организаторы подчеркивают, что данный проект не имеет никакой коммерческой составляющей. Куратором проекта «Другое искусство» останется Юлия Лебедева. По ее словам, произведения многих художников будут висеть на тех же местах, что и у Талочкина. Но, понятно, это будут другие работы.
Экспозиция Новая жизнь «Другого искусства» — это как бы оммаж проекту Леонида Талочкина. Причем она будет подвергаться ротации: какие-то работы владелец планирует забирать на выставки. И вообще коллекция Алшибая передается не навсегда, это лишь один из проектов музея.