18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нейросети, рекорды, супрематизм: фестиваль стрит-арта STENOGRAFFIA подводит итоги десяти лет работы

За десять лет работы организаторам STENOGRAFFIA — екатеринбургскому агентству StreetART и программе «Родные города» компании «Газпром нефть» — удалось сделать невероятно много

Главный российский фестиваль уличного искусства STENOGRAFFIA в этом году отмечает десятилетний юбилей. За это время организаторам — екатеринбургскому агентству StreetART и программе «Родные города» компании «Газпром нефть» — удалось сделать невероятно много. География фестиваля охватывает уже всю страну, а формат вышел далеко за рамки оформления стен. Коллекция из почти 500 работ включает настоящие мировые рекорды жанра — от первого арт-объекта для слабовидящих до росписи, созданной роботом по эскизу искусственного интеллекта.

Если в первый год фестиваль проходил только в Екатеринбурге, то в 2015 году число городов и поселков выросло уже до семи, а в юбилейном 2019 году — до 13. STENOGRAFFIA объединила более 300 художников из 15 стран мира — Испании, Италии, Германии, Великобритании, Бразилии, Украины, Казахстана, Киргизии, Израиля. Среди участников — широко известные авторы: Sam3, Herakut, Fanakapan, Ampparito, Interesni Kazki, Peeta, Покрас Лампас и другие.

Представляем топ-10 достижений и работ фестиваля STENOGRAFFIA, которые не просто сделали улицы российских городов ярче, но и вошли в историю стрит-арта.


Первый мурал за полярным кругом

В село Новый Порт, расположенное недалеко от берега Северного Ледовитого океана, участники фестиваля буквально спустились с небес. Чтобы попасть сюда, команде пришлось десантироваться с вертолета. Познакомившись с детьми из Новопортовской школы-интерната и вдохновившись природой и культурой Крайнего Севера, художница Марина Ягода вместе с учениками создала на территории школы яркий арт-объект «Детские мечты». Небольшое здание они оформляли вместе — грунтовали, красили, дорабатывали. Кое-где на росписи можно рассмотреть ненецкие национальные узоры — рисовать их Ягоду тоже научили маленькие художники. STENOGRAFFIA не первый раз приобщает детей к уличному искусству, воспитывая новое поколение талантов. «С детьми было интересно, у них другой менталитет, другой взгляд на творчество и на жизнь. Сейчас переписываемся с некоторыми „ВКонтакте“. Очень радостно, что мне удалось заинтересовать ребят искусством. Рассказать о моем пути, об истории граффити», — говорит Марина Ягода.


Нейронный стрит-арт

Работа «Нейронный стрит-арт», украсившая стену обычной екатеринбургской многоэтажки, стала настоящей сенсацией. Это первый стрит-арт-объект, созданный роботом по изображению, собранному нейросетью Яндекса. За основу был взят сюжет об Ахилле из мозаики, украшавшей римскую виллу Ла Ольмеда, построенную в Испании в середине IV века н. э. Мозаика была повреждена — восстановить отсутствующие элементы удалось с помощью машинных алгоритмов искусственного интеллекта. А перенес эскиз на стену робот-принтер, сконструированный и запрограммированный командой STENOGRAFFIA. Как отмечают организаторы, такой микс технологий — первый в мире эксперимент, в ходе которого удалось без участия человека воссоздать исторический памятник и сделать из него современный арт-объект.


Да будет свет!

STENOGRAFFIA внесла огромный вклад в легализацию уличного искусства. Создание работ — от согласования локаций до выбора эскизов — всегда проходит в тесном сотрудничестве с властями и горожанами. В случае со STENOGRAFFIA определенные правила не ограничивают художников, а, напротив, побуждают экспериментировать с разным форматами и жанрами стрит-арта.

Для Петербурга, жители которого отличаются активной гражданской позицией и пристально следят за сохранностью исторического архитектурного фонда, команда фестиваля придумала концептуальные световые проекции. На стенах Российской национальной библиотеки появились «тени» великих русских писателей — Пушкина, Гоголя, Чехова, Достоевского и Толстого, а на здании Русского географического общества — портреты путешественников Карла Бэра, Владимира Даля, Николая Миклухо-Маклая и Федора Литке.

Пространством для творчества стали и воды Северной столицы — четыре сотни светодиодов на время превратили реку Мойку в звездное небо.


Гигантомания

Особая гордость STENOGRAFFIA — росписи, которые занимают целую стену или фасад. Как правило, такие работы меняют не только само здание, но и все пространство вокруг, становятся новыми городскими достопримечательностями.  

Среди рекордов — «Галерея легенд ханты и манси» в Ханты-Мансийске, размещенная на огромной стене возле Центра искусств для одаренных детей севера. Герои преданий Югры — медведь, серебряный карась, стрекоза и лось «живут» на территории более 300 кв. м. Еще одно подобное произведение — «Наутилус» на фасаде омского Дома культуры. На 600 кв. м обосновался огромный мистический спрут художника Георгия Куринова, призывающий скорее отправиться на поиски приключений. На родине фестиваля, в Екатеринбурге, тоже появился гигантский мурал. Десять уличных художников за десять дней израсходовали десятки килограммов краски, чтобы создать «Динозавромойку» — рисунок площадью 1150 кв. м.


Справка

Почему «Газпром нефть» и программа «Родные города» поддерживают стрит-арт — молодежную субкультуру, которая сравнительно недавно получила признание? Зачем компании такого уровня нужно украшать улицы? В данном случае совпадают две идеи: сделать родные города лучше, интереснее, ярче и дать импульс развитию их креативной среды. Для северных территорий особенно важно оживить холодное серое пространство красочными работами. «Родные города» и STENOGRAFFIA меняют это пространство, пространство меняет людей, люди меняют мир вокруг!

Еще…

Стрит-арт, ты просто космос

Потрясающий масштаб и предельная детализация — это то, чем особенно впечатляет работа «Мост Эйнштейна — Розена». На стене обычного девятиэтажного дома в Оренбурге художники показали, как они представляют порталы между измерениями, которые гипотетически могут стать средством путешествий между вселенными. Команда SPEKTR, авторы росписи, мечтают, что их работа, посвященная Юрию Гагарину, когда-нибудь вдохновит на подвиг первого путешественника во времени.


Метасупрематический крест

Главный российский фестиваль уличного искусства не мог обойтись без, пожалуй, самого громкого имени стрит-арт-сообщества страны — Покраса Лампаса, создателя стиля «каллиграфутуризм». В Екатеринбурге художник целиком расписал площадь, занимающую более 6,5 тыс. кв. м. В его метасупрематическом кресте с цитатой из манифеста Казимира Малевича размер каждой буквы превосходит габариты среднего автомобиля. Над созданием проекта на протяжении четырех дней трудилось более 20 волонтеров. Они чистили площадь, закатывали ее в красный и черный цвета, а художник выводил огромной кистью серебряные буквы. Спустя некоторое время из-за возникших в обществе разногласий работу пришлось переделать. Покрас Лампас разделил крест красными линиями, отсылая к термину Платона metaxis, что значит «колебание между двумя противоположными понятиями при их одновременном использовании». У Покраса Лампаса это колебание между символическим значением креста и глубоким смыслом авангардного супрематизма.


Архитектура Шредингера

Важным достижением фестиваля стало открытие нового жанра уличного искусства — «мокьютектуры». Это архитектурные иллюзии колоссальных размеров — будто воплощение снов архитектора-фантазера, нереальные, объемные и обманчивые. Работа «Бетонное эхо» появилась в Омске в 2019 году, на ней изображены огромные концентрические волны от падающей капли воды. Композиция приглушенных тонов органично сочетается с поверхностью и формой самого здания, так что с определенного ракурса эта трехмерная иллюзия выглядит как его реальная часть. «Эхо» стало продолжением большой архитектурной серии, которую команда SPEKTR начала еще в 2017 году. Свой новый жанр художники назвали «мокьютектура» (mockutecture) — термин, который они сами же придумали, связав два английских слова mock («дразнить») и architecture («архитектура»). Тем самым авторы дают понять, что их работы — лишь насмешка над нашим собственным зрением. У каждого объекта мокьютектуры есть два этапа существования. Первый — это только что созданное произведение во всей красе своей обманчивости. Второй этап наступает, когда объекты становятся элементом городской среды и на них нарастают новые слои — граффити или объявления. Художники считают, что тогда пространственная иллюзия становится еще загадочнее.


Новые краски о главном

Художественное переосмысление произведений искусства, культуры, истории, народных поверий — еще одна характерная черта STENOGRAFFIA.

В своей работе «Родная земля» художник Дамир Бозик отдал дань уважения живописи. В технике пуантилизма на стене пятиэтажного дома в городе Муравленко он изобразил солнце, луну, жителей севера и северную природу. Когда-то картинами, написанными точками, прославились неоимпрессионисты Жорж Сёра и Поль Синьяк, а теперь их приемами пользуются мастера стрит-арта. Для граффитиста это очень необычный и смелый подход, особенно если учитывать масштаб произведения. Техника подразумевает создание рисунка раздельными мазками. Бозик нарисовал «Родную землю» за 48 часов, использовав 60 оттенков краски и расставив 52 тыс. точек.


Другой пример — работа Васи Басё, выполненная в авангардном стиле и напоминающая то ли супрематизм Казимира Малевича, то ли абстракции Любови Поповой. Художник оформил стену районного Дома культуры в селе Каргасок. Главной задачей Басё стало создание изображения, которое привлекало бы внимание к зданию и его сложной архитектуре.


Эко-стрит-арт

На стене пятиэтажки северного города Ноябрьска красуется «Гербарий» — изображения растений из Красной книги, произрастающих на Ямале: это родиола розовая, шиповник иглистый, лапчатка прилистниковая, пальчатокоренник Траунштейнера и ива буреющая. Таким оригинальным способом авторы из SPEKTR привлекают внимание к вопросам экологии и охраны природы. Тонкие листья, хрупкие веточки и цветы — художники, как настоящие ботаники, тщательно выписали каждую деталь для создания объема и придания рисунку реалистичности.

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
7
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+