Премия The Art Newspaper Russia вручается в восьмой раз. Ее номинации отвечают основным рубрикам газеты, а лидеры избираются редакцией коллегиально. Критерии отбора номинантов и победителей — это публичный резонанс и высокий профессиональный уровень их свершений. Для газеты, входящей в интернациональную сеть изданий, важно отметить события и явления, делающие российское искусство частью мирового художественного процесса.
«Премия — значимое событие, требующее большой ответственности и вовлеченности, — говорит издатель международной сети The Art Newspaper, основатель премии Инна Баженова. — Традиционно мы подводим итоги года в искусстве, выбирая самые знаковые и запомнившиеся проекты».
Лауреаты премии станут известны на торжественной церемонии, которая пройдет в Гостином Дворе 26 февраля
Выставка, заслужившая признание профессионалов и зрителей
За скрупулезную научную реконструкцию первого в мире музея современного искусства
Государственная Третьяковская галерея (Новая Третьяковка), Москва.
23 октября 2019 года — 23 февраля 2020 года
Куратор: Любовь Пчелкина
Дизайн экспозиции: Ольга Аистова, Евгений Асс
Среди обилия выставок, так или иначе обращавшихся в последнее время к теме русского авангарда, проект Третьяковской галереи выделялся приверженностью к восстановлению контекста вековой давности. Частичная реконструкция легендарного Музея живописной культуры — это и большой труд по сбору экспонатов из множества региональных музеев, и, главное, сложнейшая исследовательская задача, с успехом решенная. Один из первых в мире музеев современного искусства, изначально задуманный в качестве сетевого, формировался в трудных условиях послереволюционной действительности, и теперь понадобились немалые усилия, чтобы воссоздать и его концепцию, и облик постоянной экспозиции. Особая, чрезвычайно важная часть этого проекта — реконструкция демонстрационной комнаты при Аналитическом кабинете, который на протяжении нескольких лет возглавлял художник Соломон Никритин. Не обошли устроители выставки вниманием и печальные страницы: в экспозиции прослежена хроника директивного разгрома московского МЖК, случившегося на рубеже 1928–1929 годов. В целом «Список № 1» позволил взглянуть на историю авангарда в непривычном ракурсе — почти так, как те события воспринимались самими их участниками.
За новаторскую интерпретацию вечной темы и ударную работу с производственными объектами
Уральский оптико-механический завод, кинотеатр «Колизей», Екатеринбург.
12 сентября — 1 декабря 2019 года
Комиссар: Алиса Прудникова
Куратор: Шаоюй Вэн
Амбициозная тема бессмертия, выдвинутая комиссаром Алисой Прудниковой, вдохновила 76 художников из 25 стран на яркие и парадоксальные работы. Куратор основного проекта «Преодолеть границы бессмертия: к множественности будущего» китаянка из нью-йоркского Музея Гуггенхайма Шаоюй Вэн предложила замысловатые ходы в интерпретации этой темы, соединяющие современные технологии и древние духовные и мистические практики. Биеннале восполнила дефицит возвышенного в современном искусстве и одновременно подтвердила свое реноме интеллектуальной лаборатории, тесно связанной с местным контекстом: главная выставка прошла на крупном действующем предприятии — Уральском оптико-механическом заводе (входит в корпорацию РОСТЕХ). По традиции биеннале предлагает художникам программу резиденций в промышленных центрах региона, по своему размаху, пожалуй, единственную в своем роде. В этот раз художники работали в десяти местах, включая Асбест, Верхнюю Салду, Тобольск, акцентируя внимание на том, что нам делать с отжившими свое технологиями, рабочими с закрытых заводов, заброшенными терриконами и прочими, часто вредными, руинами индустриализации.
Второй площадкой биеннале стал кинотеатр «Колизей», где состоялся международный симпозиум с участием нобелевского лауреата по физике Константина Новоселова и был представлен впечатляющий проект о русском космизме, вдохновленный поисками бессмертия на других планетах.
За воссоздание исчезнувшего мира московского текстильного производства и возвращение забытых имен советских дизайнеров
Музей Москвы, Москва.
20 сентября 2019 года — 2 февраля 2020 года
Кураторы: Ксения Гусева, Александра Селиванова
Дизайн экспозиции: Алексей Подкидышев
Первая выставка, посвященная текстильному производству столицы, охватила более 100 лет его истории, представила никогда не показывавшиеся архивы знаменитых московских ткацких фабрик, ныне не существующих, вернула из забвения имена 12 ярких советских художниц — дизайнеров тканей и поразила зрителей стилистическим богатством этого текстильного художественного наследия.
Если об эпохе авангарда и агитационных ситцах с революционными орнаментами нам достаточно хорошо известно, то эпоха экспериментов оттепели стала настоящим откровением для зрителя. В советское время положение художников-прикладников на производстве не было комфортным. Даже членам Союза художников не выделяли «творческие дни», самые интересные эскизы не пускали в производство, «гнавшие план» в условиях дефицита фабрики не были заинтересованы в обновлении ассортимента. Между тем кураторы выставки доказали, что это самостоятельная ценная часть художественной жизни. Достаточно сказать, что работы одной из героинь выставки, Анны Андреевой, недавно приобрел в свою коллекцию Музей современного искусства в Нью-Йорке. Выставка «Ткани Москвы» получилась эпической и очень красивой.
Самый заметный музей года
За верность просветительской миссии главного музея русского искусства и неутомимый поиск новых путей к зрителю
Москва, Лаврушинский пер., д. 10, Крымский Вал, 10 и другие площадки
Директор: Зельфира Трегулова
Третьяковка в 2019 году решила долго мучивший ее «квартирный» вопрос: здание на Крымском Валу теперь полностью принадлежит галерее, а присоединенное пространство бывшего ЦДХ называется «Западное крыло», и в нем уже прошло несколько заметных выставок. Кроме того, там обосновался Московский музей дизайна, обещающий постоянную экспозицию истории советской технической эстетики. Третьяковка держит первенство по выставкам-блокбастерам хрестоматийных художников, на которые зрители готовы стоять в очереди, — такой стала ретроспектива Ильи Репина. Искушенную публику порадовала выставка-реконструкция «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры». К достижениям музея можно отнести все более активное сотрудничество с коллекционерами. В результате в рамках программы «Меценаты и дарители — Третьяковской галерее» он получил несколько важных даров, в том числе скульптуры Игоря Шелковского, архив архитектора Николая Сукояна — автора здания на Крымском Валу, более 100 работ российских художников 2000-х от Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина.
Музей включился в гонку, заданную президентом РФ, по продвижению культуры в регионы и анонсировал открытие филиалов во Владивостоке (под одной крышей с Русским музеем и Эрмитажем), Калининграде и Самаре, в памятнике конструктивизма — фабрике-кухне.
Третьяковка запустила просветительский онлайн-проект «Лаврус», объединивший лекции, видеоэкскурсии, статьи и придуманный для того, чтобы сделать отечественное искусство близким и доступным любому.
За открытость новациям, расширение границ влияния музея и новый подход к старому искусству
Москва, ул. Волхонка, д. 12 и другие площадки
Директор: Марина Лошак
Одним из гвоздей сезона стала выставка «Щукин. Биография коллекции», посвященная великому коллекционеру французского модернизма. Это часть эпохального международного проекта, объединившего усилия парижского Фонда Louis Vuitton, Эрмитажа и ГМИИ. Пушкинский предложил свою версию выставки Щукина, сделав акцент на смелом дизайне и семейной истории. В числе ярких шоу зарубежного искусства, за которым зрители ходят в музей, — первые в России выставки Томаса Гейнсборо и «Лондонской школы» 1970-х годов. Новаторским оказался проект ГМИИ для Венецианской биеннале «В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто», где были продемонстрированы возможности нового отдела «Пушкинский XXI», пригласившего к участию звезд мирового медиа-арта.
ГМИИ — самый модный из российских музеев. Он сотрудничает с ведущими дизайнерами, которые разрабатывают уникальные музейные сувениры. Запущен проект по работе с молодежью «Пушкинский.Youth».
Репутация Пушкинского как музея, открытого новациям и современности, сыграла свою роль в том, что находившийся в кризисе Государственный центр современного искусства перешел под его руководство. О результатах этой реформы мы, очевидно, услышим в новом сезоне. Но главное, над чем трудится сейчас команда музея, — это реализация грандиозной идеи музейного городка, освоения прилегающего района «вширь и вглубь». В 2019 году был показан проект огромного подземного пространства — «Цистерны», которое объединит все здания музея.
За умение идти в ногу с современным художественным процессом
Москва, ул. Петровка, д. 25 и другие площадки
Исполнительный директор: Василий Церетели
В 2019 году музею исполнилось 20 лет. Начинался он с коллекционирования всего XX века — от русского авангарда до послевоенных западных звезд, являясь слепком увлекающейся натуры основателя — Зураба Церетели. Под руководством внука скульптора, Василия Церетели, получившего хорошее западное образование, стратегия стала более последовательной. Музей с головой погружен в текущий арт-процесс и держит руку на пульсе. Он учит и вдохновляет молодежь: здесь работают «Свободные мастерские» для художников и кураторов, по итогам каждое лето устраиваются выставки-отчеты. Сюда приходят за первой серьезной «персоналкой»: в рамках программы «Дебют» выставки молодых художников открываются раз в месяц. Музей показывает полузабытых героев арт-сцены, и первые посмертные экспозиции (пока там Третьяковка раскачается!) тоже проходят здесь.
Год 2019-й начался большой ретроспективой Виталия Комара и Александра Меламида, и это счастье, что мы успели сказать им при жизни, как мы их ценим. Весной мировые СМИ писали о выставке Павла Отдельнова «Промзона» — это был очень личный рассказ о советской химической отрасли и отравленных ею городах. А выставка Йоко Оно! А лекции и public talks! За год на семи площадках музея прошло более 350 публичных мероприятий.
Сontemporary art — магма идей и амбиций, и Московский музей современного искусства точно не боится обжечься.
За вклад в теорию и практику реставрации
За кропотливую работу по возрождению уникальных предметов и прославление скромных героев реставрационного цеха
Работы выполнили: реставрационные мастерские Музеев Московского Кремля
87 предметов, собранных на выставке «Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля» (12 июля — 13 октября), объединены тем, что в течение последних пяти лет они прошли через реставрационные мастерские музея, существующие с 1963 года. За эти полвека сложилась настоящая школа реставрации Московского Кремля со своими принципами, которые передаются из поколения в поколение. Одна из главных особенностей этой школы — сочетание технологических новаций с художественным мастерством. Разнообразнейший состав коллекций музея диктует и разностороннюю специализацию — здесь работают мастера по восстановлению и консервации живописи и ткани, металла, бумаги, книг и графики. Их работа позволила не просто вернуть предметам утраченный вид, но и сделать настоящие научные открытия: установить имя автора, уточнить дату создания, вписать вещь в конкретный исторический контекст. Среди самых выдающихся примеров реставрации — алмазные венцы братьев-царевичей Ивана и Петра, коронационное платье императрицы Марии Федоровны, ренессансный шлем работы западноевропейских мастеров, французская шпалера, оружие и конское убранство, иконы, эмали, предметы быта и детские игрушки. Особо стоит отметить видеоролики, подготовленные к выставке. В них сами реставраторы (имена и лица которых часто остаются за кадром) рассказывают о своей работе. А из лекций зрители узнавали и о традициях хранения сокровищ в царской казне, и о поновлении фресок в соборах Кремля, и о современной жизни мастерских музея.
За гигантский труд по восстановлению уникального дворцово-паркового ансамбля
Работы выполнили: ФГУП «ЦНРПМ», АО «МНРХУ», ООО «Ваухаус», ООО «Капиталстрой» и прочие специализированные подрядные организации
К 100-летию со дня основания, которое отмечалось в 2019 году, «Архангельское» во главе с директором Вадимом Задорожным сделало все, что в предыдущие десятилетия отреставрировать не могли. Были восстановлены интерьеры в павильоне «Каприз», храме-усыпальнице «Колоннада», Кладовой над оврагом, Конторском флигеле, Чайном домике. А Западный флигель снова преобразился в двухсветный зал с воссозданной с нуля колоннадой. Там разместили кареты XVIII–XIX веков. В 2018–2019 годах привели в порядок не только здания (Парадная арка, церковь Архангела Михаила, Святые ворота, Храм-памятник Екатерине II), но и территорию усадьбы: отреставрированы полторы сотни парковых скульптур, забили фонтаны, появились новые парки и аллеи.
Самые незаметные, но важные работы — для Театра Гонзаги: фундамент усилили бетонной подушкой, которая должна снизить вибрационные нагрузки от шоссе. Впрочем, фундаменты были укреплены у всех объектов. Подпорная стена со множеством бюстов получила нормальный дренаж. Ко всем сооружениям подвели новые коммуникации: электричество, водопровод, тепло. Список сделанного удивляет своим размахом. Заказчиками выступили Министерство культуры РФ, правительство Московской области и попечительский совет музея, также поддержавший реставрацию финансово.
За трепетное отношение к национальному наследию и внимательное следование архивным источникам
Работы выполнили: Aurora Group
Павильон был возведен в 1939 году архитекторами Микаэлем Усейновым (1905–1992) и Садыхом Дадашевым (1905–1946). Его главным украшением стал 16-метровый входной порт с двумя колоннами, типологически отсылающий к пештаку — входному порталу средневековых мечетей и мавзолеев (гигантский прямоугольник со стрельчатой аркой-айваном внутри). Своды айвана украшены мукарнами — сталактитами, выложенными майоликой. В 1954 году к зданию пристроили второй этаж и оранжерею, не нарушив общей архитектурной композиции. В 1960-е недвижимость ВДНХ была переоформлена на ведомства — павильон получил отраслевое назначение, новое имя «Информатика и вычислительная техника» и новый фасад из стекла и металла.
В 2017 году правительство Москвы обратилось к бывшим советским республикам с предложением восстановить национальные павильоны, и здание было официально передано Азербайджану. При поддержке Фонда Гейдара Алиева началась реставрация. Она велась с участием профессиональных архитекторов, художников-реставраторов из двух стран. Первоначальный вид получили сталактитовый свод с виноградными лозами, разноцветные карнизы, витражи, бронзовые решетки. Внутри восстановили гранитную парадную лестницу, мраморные мозаичные полы, световые фонари на потолке и оранжерею. Перед фасадом вновь появились «Чабан» и «Азербайджанка» работы Фуада Абдурахманова (1915–1971). Скульптуры были утеряны, но в Национальном музее искусств в Баку нашли их гипсовые слепки и сделали копии.
Книга любого жанра и формата об изобразительном искусстве, ставшая событием года
За создание главы о «бумажной архитектуре» во всемирной истории искусства
Музей современного искусства «Гараж», 2019
Без Юрия Аввакумова, его методичности и организационных талантов, можно предположить, никто бы сейчас о феномене «бумажной архитектуры» не знал и не вспоминал, а проекты молодых советских архитекторов в музейных коллекциях не хранились. Он же и название «бумажная архитектура» ввел в обиход. А теперь, много лет спустя, составил книгу «Бумажная архитектура: антология». Представление о том, что такое «бумажная архитектура», можно получить по 16 фрагментам статей, написанных людьми, в архитектурном и художественном мире хорошо известными. Еще больше дефиниций и объяснений можно почерпнуть из приведенных в конце книги четырех десятков интервью и статей самого Аввакумова. Вкратце, на излете советской эпохи молодые архитекторы, томившиеся в проектных институтах и не имевшие шанса на индивидуальную карьеру, воплощали свои фантазии и идеи в утопическом «бумажном» жанре. Основную часть тома как раз составили такие проекты, их в книге 250 от 84 архитекторов. Создавали их группами-компаниями и дружескими дуэтами, которые с 1981 по 1988 год участвовали в самых разных конкурсах, прежде всего в объявленных журналом Japan Architect. Потом движение сошло на нет. Кто-то начал реальную архитектурную карьеру, кто-то, как сам Юрий Аввакумов, остался на поле чистого искусства. Разностильную графику «бумажников» интересно рассматривать: и ту, что известна по многочисленным выставкам, и подзабытые проекты. Хотя, конечно, даже современная хорошая полиграфия не способна воспроизвести тончайшую рукотворность некоторых листов.
За первое обстоятельное исследование политики СССР в отношении древнерусского искусства
«Новое литературное обозрение», 2018
Книга Елены Осокиной — кропотливое научное исследование и одновременно документальный детектив. Автор распутывает клубок исторических обстоятельств, которыми в 1920–1930-е годы сопровождались попытки советского государства внедрить на мировом антикварном рынке новую разновидность товара — древнерусские иконы. Обстоятельства эти были изначально засекречены и со временем породили множество слухов и конспирологических версий. Чтобы систематизировать подлинные факты и отделить их от домыслов, Елена Осокина провела огромную работу в архивах России, Европы и США. Результатом ее трудов стала подробнейшая и увлекательная хроника событий, связанных с возникновением и упразднением иконного собрания Государственного музейного фонда, с гастрольной выставкой-продажей русских икон на Западе, с судьбами и большевистских «продавцов», и заграничных коллекционеров. Мы узнаем, в частности, каким образом происходила подспудная борьба двух установок: выручить как можно больше валюты для нужд индустриализации и познакомить мир с художественными достоинствами древнерусского искусства. Благодаря усилиям автора книги все эти эпизоды, прежде почти неизвестные, становятся полноправной частью истории отечественной культуры.
За многолетнюю работу по созданию летописи жизни великих русских коллекционеров
«Слово»/Slovo, 2018
Фолиант Наталии Семеновой о коллекционерах Михаиле и Иване Морозовых — не только реконструкция двух знаменитых собраний, но и уникальный набор комментариев о каждом произведении, основанный на изучении архивных материалов. Описано все: от цены и обстоятельств покупки картин до их дальнейшей музейной судьбы. Это далеко не первая книга Наталии Семеновой, посвященная видным фигурам российского собирательства. На протяжении многих лет она занимается судьбами российских коллекционеров, чья роль замалчивалась в советское время, и сейчас во многом ее усилиями им воздается должное.
По внешнему виду «Михаил и Иван Морозовы» — роскошный подарочный альбом, по содержанию — научная энциклопедия. Кроме того, это очень красивая книга. Впрочем, как и все издания «Слова» об искусстве. Издательство всегда выпускает очень качественно сделанные книги с большим количеством иллюстраций. В 2019 году были заметны и трехтомник «Мир Василия Поленова», и биография Николая Пунина в книге Натальи Мюррей «Невоспетый герой русского авангарда», и сборник «Русские сокровища Британской империи», и очень изящное камерное издание «Сага о Щукине» той же Наталии Семеновой. Книги эти очень разные по жанру, но каждая стала событием в мире изданий об искусстве.
За вклад в развитие художественного процесса и рынка искусства
Основатель Премии Кандинского и Breus Foundation
За верность идеалам соц-арта и поддержку современных русских художников
После некоторого перерыва возобновил практику проведения выставок номинантов премии. Яркая выставка в Московском музее современного искусства вызвала воодушевление художественной среды, так как Премия Кандинского, ежегодно вручаемая с 2007 года, заслужила репутацию одной из самых престижных в российском современном искусстве. Кроме того, в 2019 году фонд стал инициатором и соорганизатором ретроспективы изобретателей соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида в том же музее и продолжил выпуск книг, посвященных нашим живым классикам, монографией Кирилла Светлякова о творчестве этого дуэта.
Основатель Благотворительного фонда Владимира Потанина
За филантропическое постоянство в меняющемся мире
Владимир Потанин — пионер благотворительного движения в России: свой некоммерческий фонд он учредил в 1999 году. Фонд Потанина десятилетиями поддерживает Эрмитаж, а также малые провинциальные музеи в рамках нескольких грантовых конкурсов. Самым известным из них стал «Меняющийся музей в меняющемся мире». В 2019 году фонд финансировал учреждение стипендий для русскоговорящих специалистов на прохождение стажировки в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, сделал первый крупный взнос в эндаумент Третьяковской галереи. С помощью фонда парижский Центр Помпиду получил в дар исключительную коллекцию современного русского искусства. В прошедшем году в развитие этого проекта в Париже прошла научная конференция. Бюджет фонда в 2019 году составил около 1 млрд руб.
Меценаты
За горячую любовь к искусству и готовность делиться им с соотечественниками
У семьи Карисаловых богатая меценатская история: они делают подарки московским и петербургским музеям не в первый раз. В 2019 году Елена и Михаил сделали богатый подарок ГМИИ имени Пушкина: в музей переданы античная керамика, бронзовые шлемы и перстни. Михаил также предложил музею поддержку в заполнении лакун в его античном собрании путем приобретений на аукционах. В нынешнем году Михаил Карисалов передал Российскому государственному архиву литературы и искусства (РГАЛИ) переписку Ивана Тургенева, в том числе с Гюставом Флобером и Эмилем Золя, из собрания литературоведа и искусствоведа Ильи Зильберштейна. Елена основала фонд Still Art и показывает свою коллекцию fashion-фотографии публике.
Основатели Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина
За превращение молодого русского искусства в музейное
Фонд, основанный в 2008 году, хорошо известен в Москве своей прицельной поддержкой молодых художников. Им предоставляются мастерские, оказывается помощь в организации выставок. В 2019 году Владимир Смирнов и Константин Сорокин передали в дар Третьяковской галерее 100 работ более 30 российских художников 2000–2010-х годов. Среди них — арт-группировка ЗИП, Алиса Йоффе, Алексей Каллима, Полина Канис, Кирилл Кто, Хаим Сокол, Давид Тер-Оганьян, Валерий Чтак и другие. Это живопись, графика, видеоарт, объекты и инсталляции. Кроме того, в музей был передан архив, документирующий художественную жизнь в мастерских фонда, в том числе фотографии Игоря Мухина, известного певца богемы. Все это позволяет музею заполнить лакуны и создать полноценную экспозицию искусства нашего времени.
Основатель фонда V-A-C
За продвижение России в авангард мирового художественного процесса
Филантропическая деятельность Леонида Михельсона кардинально преображает российский культурный ландшафт. Созданный им в 2009 году некоммерческий фонд современного искусства V-A-C как ни одна другая российская институция встроен в западный контекст. Фонд показывает русское искусство за рубежом и знакомит русского зрителя с самыми актуальными в мире людьми и идеями. В 2019 году это были серия перформансов на московских рынках, многочасовое пение Рагнара Кьяртанссона и цирковая эскапада во время вернисажа Венецианской биеннале. В конце прошлого года фонд взял на себя финансирование павильона России на биеннале. Благодаря Михельсону в Москве воплощается архитектурный проект великого Ренцо Пьяно — реконструкция ГЭС-2, которая должна превратиться в культурный центр нового формата.
Основатель Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт»
За интерес к титанам Возрождения и спасение памятников мирового значения
Алишер Усманов не раз говорил о своей любви к Италии и поддерживал культурные мероприятия, с нею связанные, начиная с обменного проекта Третьяковки и Музеев Ватикана. Его фонд участвует в финансировании реставрации памятников Рима: зала Горациев и Куриациев в палаццо деи Консерватори на Капитолии, фонтана Монте-Кавалло на площади Квиринале, базилики Ульпия на форуме Траяна. Алишер Усманов выступил продюсером вышедшего в 2019 году фильма Андрея Кончаловского «Грех» о Микеланджело. В рамках программы по поддержке людей с нарушением зрения «Особый взгляд» фонд представляет музейные проекты с тифлокомментированием. Еще одно направление деятельности фонда Алишера Усманова — фестиваль «Арт-окно» в регионах.
Атташе по культуре посольства Австрии, глава Австрийского культурного форума в Москве
За неустанное исследование «белых пятен» русской культуры
Симон Мраз десять лет возглавляет Австрийский культурный форум в Москве. Для него современное искусство стало инструментом постижения и изучения России. Он устраивал выставки на ледоколе «Ленин» в Мурманске и в Специальной астрофизической обсерватории в Карачаево-Черкесии, исследовал русскую деревню и промышленные центры. Еще одно начинание Симона Мраза — проект «На районе/За пределами центра», в рамках которого спальные районы Москвы стали предметом рефлексии отечественных и австрийских художников. Страстный коллекционер, он также регулярно организует камерные выставки в собственной квартире в Доме на набережной.