18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Удар в спину отечественной реставрации»

Реставрационные мастерские ЦНРПМ, восстанавливавшие монастыри и кремли, выселяют

Знаменитые Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ЦНРПМ), старейшее российское учреждение, занимающееся реставрацией архитектуры, выселяют из здания на Школьной улице в Москве. Причем съехать организация должна до 1 марта.

Как сообщил нашему изданию главный архитектор ЦНРПМ Сергей Куликов, недавно в Министерстве культуры РФ прошло оперативное совещание, на котором принято протокольное решение о выселении, причем в кратчайшие сроки. Взамен ЦНРПМ получают три неприспособленных помещения, меньшие по площади, в разных концах Москвы (одно из них в Люблине). Как считают в мастерских, это решение связано с тем, что летом 2019 года мэр города Сергей Собянин, прогуливаясь по Школьной улице, отметил ее красоту и решил превратить ее в пешеходную зону, а старинные дома отдать под магазины и кафе. ЦНРПМ располагаются в таком здании, и с ними, как и с другими учреждениями на улице, не являющимися развлекательными, Росимущество расторгло договор.

Выселение со Школьной улицы и рассредоточение библиотеки, архива и специализированных отделов по городу нанесет громадный ущерб работе мастерских. Напомним, что это уже третий переезд ЦНРПМ в новейшее время: в 1987 году их выселили из Андроникова монастыря, а в 1990-м оставшиеся мастерские покинули Новоспасский монастырь (оба эти комплекса были отреставрированы именно ЦНРПМ). Тогда мастерские получили помещения в плохом состоянии на Школьной улице и потратили много времени и средств на их приспособление.

ЦНРПМ — это не только старейшие реставрационные мастерские России, это еще и сильнейшая научная школа, которая продолжает активно действовать в наши дни. Все главные архитектурные сооружения страны в последние десятилетия отреставрированы благодаря специалистам мастерских: множество церквей и зданий Московского Кремля, Покровский собор (храм Василия Блаженного), здания в усадьбах «Коломенское», «Кузьминки», «Абрамцево», Петровский путевой дворец, Новодевичий, Андроников, Ферапонтов, Соловецкий, Кирилло-Белозерский монастыри, Ростовский, Тульский и ряд других кремлей.

Мы поговорили с представителями музейной общественности и спросили их мнение об этом переезде.


Андрей Баталов
Заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля, профессор, доктор искусствоведения

Несколько лет назад мы праздновали 75-летие совершенно уникальной организации — ЦНРПМ. За годы она меняла название, коллектив реставраторов оставался одним и тем же — продолжатели традиций тех, кто пришел в реставрацию еще до войны. Все главные сооружения страны были отреставрированы сотрудниками этих мастерских, ими были отреставрированы все главные храмы страны, все исторические здания Кремля. И вот сейчас, когда ЦНРПМ приступают к реставрации Оружейной палаты, к такой ответственной работе, появляется новость об их выселении. Их выселяют не в первый раз за последние десятилетия — в предыдущие разы из монастырей, ну а теперь из здания на Школьной улице, которое было отреставрировано и приспособлено для их работы на их же средства. И ради чего? Ради сиюминутной задачи по созданию развлекательной среды! Тогда как они выполняют гораздо более важную задачу по сохранению нашей общей исторической среды. Идея с раскидыванием их по помещениям в разных районах Москвы очень плоха. С 1947 года ЦНРПМ создали огромный архив и библиотеку, они фактически собрали «истории болезней» всех главных зданий нашей страны. Разлучать специализированные отделы и библиотеку нельзя, в их совместной работе и был смысл создания единого кластера из зданий во время предыдущего переезда. Выселить ЦНРПМ из помещений на Школьной улице — это значит нанести сокрушительный удар в спину отечественной реставрации, которая и так дышит на ладан. Для многих наших музеев, монастырей и храмов это станет катастрофой.


Елизавета Лихачева
Директор Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева

Новость о выселении ЦНРПМ и фактическом лишении их возможности нормально работать — это очень плохое известие. Мы так яростно пытаемся гордиться нашей реставрационной школой — и при этом притесняем одно из последних мест, где она сохраняется. Мы теряем эту школу на глазах. Когда Путин обещает французскому президенту послать на помощь в реставрации Нотр-Дама русских реставраторов — кого он собирается посылать? Особенно трагично, что из всех уцелевших реставрационных учреждений это опять происходит с ЦНРПМ. Только они обжились и обустроились на Школьной улице — и вот их снова выкидывают, причем по каким-то совершенно странным причинам. Мне не приходит в голову никаких слов, кроме «вредительство» и «диверсия». Потом, дело же еще не только в том, что они делают руками. Самое важное в реставрационной школе — это разработка научной методологии, а это именно то, чем занимаются ЦНРПМ. После войны мы смогли создать одну из лучших реставрационных школ архитектуры в мире. Но за 30 последних лет умудрились ее потерять. И вот теперь наносим добивающие удары.


Ольга Стригун
Главный архитектор Государственного исторического музея

Если говорить о Покровском соборе (филиале ГИМ), то ЦНРПМ — это наш давний спутник уже долгие годы. Они реставрировали его в 1920-х, 1950-х, 1980-х, в 2001–2011 годах, и вот сейчас тоже продолжаются реставрационные работы. Фактически для такого древнего здания, как собор Василия Блаженного, они необходимы в перманентном режиме. Но каждый раз, когда мастерские переезжают, это сказывается на ситуации с памятниками, такими как Покровский собор. Архитектурно-реставрационные работы, которые ведут для нас ЦНРПМ, останавливаются на период их обустройства и приведения дел в порядок. Причем останавливаются на достаточно заметное для состояния храма время. Помимо всего прочего, для работ постоянно необходимо обращение к архиву мастерских, в котором содержатся регулярно пополняющиеся данные о «здоровье» собора. А переезды архивам вредны. Очень не хотелось бы, чтобы подобное случилось опять.


Татьяна Сарачева
Заведующая музеем «Покровский собор»

Сотрудничество мастерских и Покровского собора началось, когда он еще не был филиалом Исторического музея, и оно длится вот уже практически 100 лет, если считать работу специалистов в 1920-х годах, которые позже стали сотрудниками ЦНРПМ. Все работы по реставрации в храме проводятся только под их руководством, причем все эти годы сохраняется преемственность: главный архитектор проекта реставрации от ЦНРПМ Т.П.Никитина — ученица Н.Н.Соболева, который занимался этим же ранее, приняв эстафету от своего учителя Д.П.Сухова. За эти годы в архиве ЦНРПМ накопился огромный пласт документов, относящихся к нашему сооружению, и до 1990-х годов он, конечно, не компьютеризован. Перемещение тысяч архивных листов — бесценных чертежей, обмеров — без потерь невозможно, особенно в такие короткие сроки, какие сейчас озвучены ЦНРПМ. Переезд наверняка отразится и на человеческом факторе. Для нашего музея это будет катастрофой. Мы уже начали ощущать последствия этой новости: для продолжения реставрационных работ в соборе ЦНРПМ должны подготовить проектную документацию по кровле и шатрам над северным крыльцом, но приняться за ее создание сотрудники мастерских объективно не могут, так как готовятся к переезду. После переезда им придется потратить много времени на обустройство и приведение в порядок дел, систематизацию документации. Мы, как и другие музеи, постоянно и очень остро нуждаемся в деятельности ЦНРПМ по реставрации и поддержании наших старинных зданий, и этот коллапс однозначно отразится на состоянии нашего архитектурного наследия.


Наше издание запросило у Министерства культуры РФ комментарий относительно сложившейся ситуации, однако ответа пока не получило.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+