18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Античную скульптуру освободят из княжеской темницы

№80
Материал из газеты

Итоги 40-летней борьбы между итальянскими властями и семьей Торлония подведет крупная выставка в 2020 году

Долгое и ожесточенное противостояние между итальянским правительством и знатным римским аристократом, великим князем Алессандро Торлония, скончавшимся два года назад в возрасте 92 лет, подошло к концу. В честь примирения наследников и государства 96 статуй из семейной коллекции Торлония будут представлены публике. А всего в коллекции 620 древнеримских, древнегреческих и этрусских скульптур и саркофагов. Почти полвека они пылились в темном подвале. Выставка в Капитолийских музеях откроется 3 апреля и продлится до 15 января следующего года.

Война семейства Торлония с властями началась в 1970-х годах, когда князь закрыл частный музей в своем дворце на Виа-делла-Лунгара, в который и так было крайне трудно попасть. Вскоре, выдав себя за мусорщика, искусствовед Рануччо Бандинелли разговорился со швейцаром палаццо, и тот поведал, что князь без разрешения властей совершил во дворце перепланировку, превратив его в 93 гостиничных мини-апартамента, а коллекцию скульптуры спрятал в подвале. Разразился скандал. В 2003 году правительство Италии попыталось сначала купить, а затем конфисковать собрание.

Скульптуры, принадлежащие семье, но фактически не подлежащие продаже, поскольку были задекларированы государством в 1910 году, решили передать в фонд, который возглавил внук князя, Алессандро Пома Муриальдо. В течение следующих десяти лет государство и фонд найдут подходящее здание для музея семейства Торлония. Министр культуры Дарио Франческини обратился к крупным зарубежным музеям с просьбой приютить выставку после закрытия. Чтобы подчеркнуть важность этого показа последней из величайших частных коллекций античных древностей, во вводном зале соберут самые ранние древнеримские экспонаты — бронзовые скульптуры, переданные Италии в 1471 году папой Сикстом IV. Среди них — знаменитые «Капитолийская волчица» и «Мальчик, вытаскивающий занозу».

Куратор готовящейся экспозиции — Сальваторе Сеттис, известный искусствовед и бывший руководитель Центра Гетти. Именно он организовал новаторскую выставку копий античных скульптур, которой открылся Фонд Prada в 2015 году. Сеттис объясняет, что в Капитолийских музеях будет показана не просто коллекция семейства Торлония — она поглотила более ранние частные собрания, существовавшие начиная с XV века. 

Заинтересовать публику, как правило не очень хорошо разбирающуюся в античной культуре, поможет архитектор Дэвид Чипперфилд, придумавший для выставки пять сюжетов-разделов. Первый повествует о Музее Торлония, который был открыт для дворян с 1874 года до конца 1940-х. Здесь будет представлено около 20 прекрасно сохранившихся мужских и женских бюстов. Второй раздел посвящен экспонатам, обнаруженным во время раскопок в огромных владениях семьи Торлония. В третий раздел войдут скульп­туры из двух коллекций XVIII века — Альбани и Кавачеппи. Первые были аристократами, вторые — искусными реставраторами, умевшими соединять фрагменты разрушенных временем скульптур так, что они выглядели как новые. Чтобы показать, сколько это требовало труда, Сеттис включил в экспозицию статую, отреставрированную в мастерской Джованни Лоренцо Бернини, где видно, что конечности и торс высечены из разных видов мрамора. Сейчас консервация считается неотъемлемой частью истории любого произведения, но до недавнего времени музеи отказывались от восстановления, заполняя ящики своих хранилищ конечностями, пенисами и носами барочных и неоклассических статуй. Четвертый раздел будущей выставки посвящен прекрасному мрамору из собрания Винченцо Джустиниани, одного из величайших коллекционеров и знатоков начала XVII века, а пятый — коллекциям XV–XVI веков и возрождению интереса к античности.

«Мы пытались размещать скульптуры таким образом, чтобы даже у тех, кто не получил классического образования, возникали вопросы», — говорит Сеттис. Например, группа сатиров, приглашающая на танец молоденькую девушку, в свете новой волны феминизма и движения #MeToo явно вызовет горячий отклик у аудитории. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
7
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+