Санкт-Петербург дает плодотворную почву для творческой деятельности. Стоимость жизни здесь ниже, чем в Москве, что делает город более привлекательным для студентов и начинающих художников. В центре очень высока концентрация творческих личностей и площадок, а кроме того, здесь царит гораздо более некоммерческий дух, чем в деловых районах Москвы. Сочетание этих факторов способствовало возникновению целого ряда коливингов, в которых художники не только собираются и общаются, но и живут и творят. Среди этих своеобразных коммун есть как широко известные, как и андеграундные, но всех их объединяет стремление сочетать жизнь и искусство.
Пожалуй, самая успешная из художественных коммун города — «Пушкинская-10», получившая название по своему адресу на Пушкинской улице. Она была создана в начале 1990-х в заброшенном доме группами художников-нонконформистов, объединившихся в «Товарищество экспериментального изобразительного искусства». В период, последовавший за падением Советского Союза, художники использовали помещения не только для жизни, но и для работы, организовав здесь галереи и мастерские, а также устраивая экспозиции, часть которых затем показывали в Европе и США. С этим адресом так или иначе связаны имена самых известных художников Петербурга от Боба Кошелохова до группы «Митьки».
Арт-центр посещали многие культовые рок-музыканты позднесоветского периода, в том числе Борис Гребенщиков из «Аквариума» и Вячеслав Бутусов из «Наутилуса Помпилиуса». На сегодняшний день коммуна выросла в целый комплекс, включающий 15 галерей, 38 мастерских, концертный зал, два ночных клуба, детский театр и Музей нонконформистского искусства. Некоторые художники превратили свои мастерские в мемориальные музеи, как, например, Музей канцелярской кнопки фотографа и скульптора Андрея Чежина.
Если «Пушкинская-10» находится в самом сердце Петербурга и продолжает проводить мероприятия, привлекающие все более широкую публику, то художественная коммуна на проспекте Непокоренных в северной части города держится в стороне от царящей в центре суеты. Ее основали художники Анастасия Шавлохова, Иван Плющ и Илья Гапонов. Все трое — выпускники Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А.Л.Штиглица, где они изучали классическую живопись. Расположенные на последнем этаже бывшего ракетного завода, мастерские «Непокоренных» отвечают вкусам нового поколения художников. Основатели «Непокоренных» объединились в конце прошлого десятилетия и отремонтировали заброшенное пространство, оборудовав здесь десять мастерских, а затем и галерею. Открытие площадки, состоявшееся, когда многим членам группы было от 25 до 30 с небольшим лет, внесло свежую струю в ландшафт андеграундных коммун города.
В последние пять лет в городе появилось сразу несколько новых коливингов и коммун, значительная часть которых расположена в историческом районе под названием Коломна. Многие из них не только предлагают галерейное пространство, но и стараются проводить мероприятия, объединяющие художников, активистов и ученых.
Арт-пространство «Триглинки» располагается на границе Коломны прямо рядом с Мариинским театром. Его основал музыкант, художник и коллажист Руслан Ларочкин в 2015 году. Главная задача пространства — обеспечивать площадку как для постоянных, так и для приезжающих на короткое время художников, многие из которых перед отъездом оставляют на его стенах свои произведения. «Триглинки» объединяют искусство и активизм. Все живущие здесь члены сообщества придерживаются вегетарианства и проводят мероприятия, посвященные ответственному потреблению, правам животных и другим близким темам. Кроме того, они приглашают к себе творческих личностей, работающих в самых разных дисциплинах: от поэтов и бардов до начинающих диджеев и рэперов.
Основатели коллектива «4413» куратор Мария Дмитриева и куратор и художник Ваня Шатравин-Достов тоже остановили свой выбор на Коломне. Самопровозглашенная «лаборатория альтернативного дискурса и межвидового родства» открылась только в мае 2019 года, но уже успела оставить заметный след на андеграундной сцене Санкт-Петербурга.
Художники из «4413» отремонтировали полуразрушенное здание в эстетике, резко контрастирующей с ухоженным лоском комплекса на острове Новая Голландия, расположенного через дорогу. Реставрация Новой Голландии велась при финансовой поддержке Романа Абрамовича с целью привлечь как местных жителей, так и туристов. Однако некоторые представители культурного андеграунда воспринимают хипстерскую достопримечательность как инородное городу вторжение. Многие художественные сообщества района, и в том числе «4413», стараются популяризовать альтернативное видение, основанное на принципе «сделай сам». Впечатляющий список проведенных группой за полгода мероприятий, в числе которых выставки, круглые столы, театральные представления и первая в городе квир-биеннале, доказывает, что входящие в нее художники уверенно двигаются к поставленной цели, не только создавая искусство, но и предоставляя площадку для многоликой социальной и художественной сцены Санкт-Петербурга.
Некоторые из этих пространств работают автономно, другие сотрудничают с многочисленными городскими институциями. Несомненно одно: из поколения в поколение Санкт-Петербург порождает все новые волны энергичных художников, стремящихся перевернуть наши представления о том, что значит жить, творить и представлять искусство в XXI веке.
Впервые текст был опубликован в Russian Art Focus № 15.