В Москве в Гостином Дворе вечером 26 февраля прошла церемония награждения лауреатов Премии The Art Newspaper Russia, которой отмечаются самые значимые события прошедшего года в сфере русского искусства в России и за рубежом. Каждому победителю в одной из пяти номинаций: «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года» и «Личный вклад» — был посвящен специальный номер — перформанс, а в целом театрализованное шоу складывалось в историю о «русском космосе» и обретении индивидуальности. Представляем наших лауреатов собранием интересных цифр и фактов.
Идея и воплощение церемонии: Алексей Агранович — режиссер, продюсер, актер театра и кино; Кирилл Преображенский — художник, куратор, преподаватель; Анна Наумова — художник-постановщик, сценограф.
За новаторскую интерпретацию вечной темы и ударную работу с производственными объектами
Комиссар: Алиса Прудникова; куратор: Шаоюй Вэн
Место проведения: Уральский оптико-механический завод (входит в корпорацию «Ростех»), кинотеатр «Колизей», Екатеринбург, 12 сентября — 1 декабря 2019 года
30 видов бабочек использовал Карлос Аморалес, чтобы сконструировать инсталляцию «Черное облако». Тысячи бабочек из черной бумаги, облепившие два зала от стен до потолка и окон, — этот сюрреалистический образ художник из Мехико посвятил памяти своей бабушки.
Искусственная грязь была создана российской группой Recycle Group, чтобы «зритель мог почувствовать, как выглядит физический мир глазами машины». Полимерным покрытием с точным воспроизведением следов человека в слякоти был застелен целый коридор выставки.
Кольцо с бриллиантом из пепла было изготовлено по заказу американки Джилл Магид. Кремированные останки выдающегося архитектора-модерниста Луиса Баррагана были извлечены из мавзолея в Гвадалахаре и превращены в украшение, которое художница решила обменять на архивы архитектора.
Светофоры — в числе продукции, выпускаемой Уральским оптико-механическим заводом (в составе «Ростеха»). Путь от проходной завода до цехов, где расположилась биеннале, был отмечен десятками светофоров, горящих зеленым светом. Зеленый круг-глаз стал эмблемой биеннале.
Нобелевский лауреат, физик, сэр Константин Новоселов не только выступил на международном симпозиуме в рамках биеннале, но и показал свои работы в технике китайской живописи тушью, в которых использовал графеновые чернила. За открытие графена, модификации углерода, он и получил (вместе с Андреем Геймом) в 2010 году «Нобеля».
10 проектов, созданных в арт-резиденциях в самом Екатеринбурге и промышленных центрах региона, были реализованы в рамках биеннале. В числе мест, где побывали резиденты, — Асбест, Березники, Дегтярск, Новотроицк, Сатка, Тобольск. Всего в биеннале участвовало 76 художников и коллективов из 25 стран.
За открытость новациям, расширение границ влияния музея и новый подход к старому искусству
Директор: Марина Лошак
Москва, ул. Волхонка, д. 12 и другие площадки
Государственный центр современного искусства в июле 2019 года стал подразделением Пушкинского музея. Сетевая структура со штаб-квартирой в Москве и филиалами в восьми городах страны послужит для ГМИИ оплотом регионального развития.
20,5 тыс. кв. м составляет площадь подземной части Депозитарно-реставрационного и выставочного центра ГМИИ. Строительство этого пространства завершено. Новое здание будет одним из важнейших объектов музейного квартала, а в глубине под ним расположатся фонды и реставрационные мастерские.
«Цистерна» — такое наименование получит «минус первый» этаж под главным зданием музея. Облик огромного зала с колоннами должен ассоциироваться с подземными водохранилищами Константинополя.
Усадьба Лопухиных в Малом Знаменском переулке с июня 2019 года находится в ведении ГМИИ. После выселения Международного центра Рерихов здесь одно время вел деятельность Музей Востока, но в итоге обосновалась молодежная площадка «Пушкинский.Youth».
500-летие великого Тинторетто музей отметил выставкой современных художников «В конце пребывает начало». Она проходила в венецианской церкви Сан-Фантин, став одним из событий 58-й Биеннале современного искусства. Совместный проект ГМИИ и Stella Art Foundation — уже второе выступление музея в Венеции в рамках программы «Пушкинский XXI».
65 произведений послевоенного и современного искусства были показаны на выставке «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное» в ГМИИ. Работы именитых авторов из собрания мультимиллиардера Бернара Арно демонстрировались по соседству с выставкой «Щукин. Биография коллекции», невольно провоцируя вопрос: а что же наши сегодняшние олигархи?
За кропотливую работу по возрождению уникальных предметов и прославление скромных героев реставрационного цеха
Работы выполнили: реставрационные мастерские Музеев Московского Кремля
Директор: Елена Гагарина;
Заведующий отделом научной реставрации и консервации: Владимир Вычужанин
С 1963 года существует отдел реставрации Музеев Московского Кремля. Отдел состоит из секторов реставрации живописи, тканей, металла, а также бумаги, книг и графических материалов.
Вакуум применялся реставраторами для того, чтобы заполнить клеем почти невидимые глазу трещинки в стекле. Так был отреставрирован холодильник мастера Франца Гонделаха, подарок Петру Великому от короля Дании Фредерика IV.
Первым номером в переписную книгу царской оружейной казны 1686–1687 годов — как самые дорогие и наиболее декоративные — были занесены два пистолета мастеров Оружейной палаты Григория Вяткина и Евтихия Кузовлева.
Пищаль, сделанная мастерами Оружейной палаты, ныне отреставрированная, выдавалась почетному караулу у проруби на Москве-реке во время царского выхода на Крещение 1689 года.
30 золотых получил мастер Юрий Вилимов Фробос за «дело царской шапки первого наряда великого государя Иоанна Алексеевича» — коронационного венца — в 1687 году.
2,7 тыс. алмазов при реставрации насчитали в короне императрицы Анны Иоанновны (создана московскими мастерами весной 1730 года), и только один из них утрачен.
87 предметов, собранных на выставке «Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля», объединены тем, что в течение последних пяти лет они прошли через реставрационные мастерские музея.
Безокулярный стереомикроскоп с возможностью цифрового захвата изображения и передачи его на компьютер в перманентном режиме использовали мастера при работе с иконами, полихромной деревянной скульптурой и живописными полотнами.
За создание главы о «бумажной архитектуре» во всемирной истории искусства
Издательство: Музей современного искусства «Гараж», при поддержке благотворительного фонда AVC Charity, 2019
Автор: Юрий Аввакумов, архитектор, дизайнер, куратор
О себе. Я не придумывал «бумажной архитектуры», она существовала с тех пор, как архитектурные проекты стали изображать на бумаге. Это выражение использовали во Франции и Италии во времена Пиранези, Леду и Булле. Оно ходило и в России в 1920–1930-е годы. Им пользовались, когда мы учились в институте.
Фабрика утопий. В первый раз работы «бумажных архитекторов» экспонировались вместе с мастерами советской архитектуры из фондов Музея им. А.В.Щусева на выставке «„Бумажная архитектура“. Фантазии и утопии» в парке Ла-Виллет в Париже в 1988 году — 100 проектов из 170 в общей сложности. Это было нахально и почетно — выставляться в такой компании и в таком городе.
Проект. Распространенное сейчас слово «проект» в 1980-е было в инструментальном словаре немногих профессионалов, и этими профессионалами были по преимуществу архитекторы. И конечно, я верю, что понятие проект пришло в современное искусство из архитектуры. Интересно, было ли оно в глоссарии Марселя Дюшана?
Конкурсы. Чтобы понять, о чем идет речь в архитектурных публикациях того времени, советскому студенту требовалось знать английский, иметь представление о современном искусстве и поп-культуре и осознавать, как это все может сложиться в архитектуру. И разумеется, знаний катастрофически не хватало, железный занавес практически наглухо закрывал окно в мир, а стремление вырваться, как в детстве из дома на улицу, было велико.
Сказки. Интересно, что, в отличие, скажем, от архитектуры реальных зданий, концептуальные проекты 1980-х не сильно устарели. Главная причина может быть и в том, что, будучи свободным от заказчика и конкретных обстоятельств места, архитектор выдумывал и архитектурный объект, и среду, в которой он появлялся как deus ex machina… Сказки не стареют.
Использованы тексты Юрия Аввакумова из книги «Бумажная архитектура»
За филантропическое постоянство в меняющемся мире
1999: создал Благотворительный фонд для реализации долгосрочных проектов в области образования и культуры.
35 тыс. — число грантополучателей и партнеров фонда за 20 лет.
2002: член попечительского совета Фонда Соломона Гуггенхайма.
2003: председатель попечительского совета Государственного Эрмитажа.
$1 млн — цена «Черного квадрата» Казимира Малевича, купленного и подаренного Государственному Эрмитажу в 2002 году.
25 — число сотрудников фонда.
2007: награжден французским орденом Искусств и литературы за укрепление русско-французских культурных связей.
$5 млн — первый взнос Владимира Потанина в созданный по его инициативе эндаумент Государственного Эрмитажа в 2010 году.
2013: первым из российских миллиардеров присоединился к «Клятве дарения» Уоррена Баффетта и Билла Гейтса, согласившись передать не менее половины состояния на благотворительность.
$3,5 млн потратил на выкуп работ современных русских художников, переданных в дар Центру Жоржа Помпиду в Париже в 2016-м и показанных на выставке «Коллекция!».
2017: купил и преподнес в дар Государственной Третьяковской галерее работу Эрика Булатова «Картина и зрители».
1 млрд руб. ($16,23 млн) — бюджет фонда в 2019 году.
50 тыс. — число уникальных пользователей портала www.fondpotanin.ru.
$10 млн — целевые расходы фонда в 2018 году.
Напомним, что премия основана издателем The Art Newspaper Russia Инной Баженовой с целью выразить публичное признание героям художественного фронта, иногда не самым знаменитым и видным. Лауреатами у нас становятся не только конкретные люди, но и целые коллективы, будь то реставрационные мастерские или сотрудники одного музея. И нам хочется, чтобы премия привлекла широкое внимание к их труду и достижениям.
Лауреатам вручили почетные призы — скульптуры работы художника Сергея Шеховцова в виде двух перекрещивающихся, как стрелки часов или буква “V”, башен — Спасской башни Московского Кремля и лондонского Биг-Бена. Статуэтка символизирует победу и в то же время показывает, что наша газета — часть большой международной сети изданий об искусстве. Именно поэтому мы с особым пристрастием отмечаем события и усилия, которые связывают нашу страну с мировым художественным процессом, или же те истории, которые достойны быть мировыми художественными новостями.
Генеральным партнером Премии The Art Newspaper Russia стала ювелирная компания Mercury. Партнерами премии выступили Открытие Private Banking, компания «Газмашпроект», отель Ararat Park Hyatt Moscow, компания The Art Exchange и компания «МБГ».