18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три самые интересные выставки недели

Выставка, посвященная раме в искусстве в Третьяковской галерее, Виноградов с Дубосарским с картинами о Москве, возвращенный из небытия один из учеников Павла Филонова в Музее истории Петербурга.

Выставка «Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалог», открывшаяся в Третьяковской галерее, посвящена раме в русском искусстве XIV–XX веков. Тема неожиданная, но на самом деле не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Ведь художник или коллекционер подбирает раму к картине не просто как украшение, но и как завершение живописной композиции или даже продолжение диалога с ней. Достаточно только увидеть редкой красоты оклады и киоты икон, оправы фирмы Фаберже, чтобы понять, как много она может рассказать о художнике и вкусах своей эпохи. Многие из представленных в экспозиции рам показываются публике впервые, после многолетней музейной реставрации вернувшись к своим «родным» картинам. Есть вещи и просто уникальные, как, например, бархатная рама к полотну «Демон поверженный» Михаила Врубеля, воссозданная к выставке по раскрашенной художником фотографии. Но рамы на выставке не только выполняют привычную для себя функцию обрамления, часть из них выставлена отдельно как шедевры декоративно-прикладного искусства той или иной эпохи.

В Музее Москвы открылась выставка самого известного сегодня дуэта российских художников — Александра Виноградова и Владимира Дубосарского. Стиль их совместно написанных картин давно стал широко узнаваемым брендом, хотя художники ничего нового не придумывают — наоборот, обращаются к жанровой живописи передвижников и соцреализму, впрочем добавляя от себя изрядную долю иронии и провокационность. Однако на нынешней выставке ирония как раз отсутствует — здесь больше ностальгии по Москве прошлого, или Москве придуманной, идеальной. Отсюда и ее название — «Москва: ускользающая реальность». Из прошлого здесь самое знаковое: скульптура «Рабочий и колхозница» в заставке «Мосфильма», написанная в черно-белом цвете, чтобы напоминать старые фотографии или телевизор; «Голубой огонек» с Терешковой и Гагариным; декламирующая Белла Ахмадулина; легенда советского футбола Лев Яшин. А то, что в цвете: герои мультяшек, олимпийский Мишка, городские виды из окна — тоже словно кадры то ли из прошлого, то ли придуманного настоящего и будущего.

В «Энциклопедии русского авангарда» Николаю Евграфову (1904–1941) отведено всего пять иллюстраций, а до нынешней ретроспективы в Музее истории Петербурга у него не было ни одной персональной выставки. Погиб Евграфов в самом начале войны, и о нем надолго забыли. А ведь он был одним из самых талантливых учеников классика петербургского авангарда Павла Филонова, входил в 1920-е годы в его группу «Мастера аналитического искусства». О том, насколько своеобразно Евграфов трактовал «аналитический» метод своего учителя, на выставке можно убедиться по таким его работам этого периода, как «Сбор урожая», «Третий лишний», «Трактор на испытании». Позже, в 1930-е, Евграфов стал дальше развивать свою живописную систему. Помимо филоновских мистицизма и аналитики, теперь он обратился к яркой палитре фовистов, русскому неопримитиву и поэтическому реализму ленинградской школы («Дети и самолет», «Осавиахимовка», «Портрет художницы А.Е.Мордвиновой»). Не менее интересны, чем живопись Евграфова, его эскизы костюмов к постановке «Ревизора», единственный раз показанной в 1927 году, эскизы оформления праздников и парадов, архив художника и переписка с Филоновым.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+