18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Творение Шинкеля пришлось восстанавливать дважды

№82
Материал из газеты

Берлинский храм в неоготическом стиле, пострадавший из-за стройки по соседству, откроется после длительной реставрации — в нем расположится музей скульптуры

Фридрихсвердерская церковь — архитектурная достопримечательность в центре Берлина, построенная по проекту Карла Фридриха Шинкеля (1781–1841). Этим летом она вновь откроется для публики в качестве музея скульптуры спустя почти восемь лет после того, как здание пришлось закрыть на ремонт из-за угрозы обрушения, которая возникла в результате начавшейся неподалеку стройки.

Неоготическое строение из красного кирпича — единственная в центре Берлина церковь Шинкеля, чей фасад и интерьер дошли до нас в первозданном виде. Однако, как и многие другие здания германской столицы, она стоит на песке и воде — корень «вердер» из ее названия переводится как «остров на реке». Откачка грунтовых вод может привести к сдвигам в структуре почвы. Именно это произошло в 2012 году, когда в нескольких метрах от церкви строительная компания начала выемку грунта. В результате в западной части церкви образовались трещины. Ее фундамент, мраморные полы, кирпичные стены, масверк (разновидность орнамента) на двух окнах и внутренние своды сильно пострадали. 

Реконструкция, которую оплатила компания-застройщик, потребовала введения в фундамент цементного раствора для стабилизации конструкции. По словам Готтфрида Графе, руководившего работами, после всесторонних испытаний реставраторы решили использовать новую технологию — заполнить самую широкую трещину в полу смесью дерева и силикона. «Это помогло, — говорит Графе. — Мы сами разработали такой метод и подумали даже, что неплохо бы его запатентовать».

Фридрихсвердерская церковь строилась с 1824 по 1830 год, приблизительно в то же время, что и знаменитое здание Старого музея, спроектированное Шинкелем. Вдохновившись античностью и путешествиями по Италии, он изначально задумал церковь как подобие римского храма с колоннадами по внешнему периметру стен. Но заказчик, кронпринц Фридрих-Вильгельм, хотел, чтобы здание было «в старогерманском стиле». В итоге они пришли к компромиссу, соединив неоготические арки с чистыми линиями классицизма. Красный кирпич экстерьера резко контрастирует с интерьером, росписи которого создают впечатление, что стены сложены из песчаника. Графе рассказал, что, для того чтобы воссоздать оригинальный интерьер, реставраторам пришлось нанести на стены более 12 тыс. м линий, имитирующих швы кладки.

Классицистические наклонности Шинкеля нашли выражение в орнаментах с пальметтами, плоской крыше и внутреннем балконе в церкви. Пожалуй, самым революционным элементом стали витражи хоров, выполненные в ярких голубых и красных цветах и изображающие ангелов-женщин. Графе объясняет, что до того ангелов в церквях изображали либо в мужском обличье, либо бесполыми.Кронпринцу церковь показалась все же недостаточно неоготической. По его заказу Фридрих Август Штюлер, один из бывших учеников Шинкеля, добавил острые кончики к приземистым пинаклям (декоративным башенкам) на крыше здания.

Церковь использовалась не только немецкой, но и франкоязычной протестантской общиной, но службы в ней прекратились после того, как во время Второй мировой войны она пострадала при бомбардировках и артобстрелах. Здание стояло в руинах вплоть до реставрации под руководством Графе, начавшейся в 1979 году. Повторное открытие, приуроченное к празднованию 750-летия Берлина, состоялось в 1987-м. Следующую четверть века бывший храм служил экспозиционной площадкой для городской коллекции скульп­туры XIX века.

По словам директора Старой национальной галереи Ральфа Гляйса, в результате строительства по соседству церковь пострадала даже сильнее, чем во время войны. Сейчас он руководит монтажом скульп­тур из государственных коллекций Берлина; в число их авторов входят выдающиеся современники Шинкеля — Кристиан Даниель Раух, Кристиан Фридрих Тик, Иоганн Готтфрид Шадов. «Мы представим как давно знакомые работы, так и некоторые новые дополнения», — рассказывает он. Минувшей зимой в церкви прошли дни открытых дверей, и тысячи берлинцев смогли посмотреть на результаты реставрации. Государственные музеи Берлина арендуют здание у Евангелической церкви, действует пятилетний контракт с возможностью продления. Открытие скульптурной экспозиции для широкой публики намечено на конец лета. Вход туда будет бесплатным.  

Самое читаемое:
1
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
2
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
3
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
4
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
5
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Мультиспектральные изображения позволили увидеть, что давний владелец средневекового памятника, пользующегося славой самого таинственного в мире манускрипта, пытался самостоятельно разгадать его секреты — но, судя по всему, в этом не преуспел
26.11.2024
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
6
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+