Сегодня, 22 апреля, отмечается 150-летие со дня рождения Владимира Ильича Ульянова (Ленина). В былые времена подобная дата стала бы поводом для создания сотен произведений с изображением вождя мировой революции — сегодня же мы просто оглядываемся назад, чтобы увидеть, как менялся образ вождя пролетариата и основателя советского государства за последнее столетие.
Эмиль Бернар. Портрет Ленина. 1910
Эмиль Бернар (1868–1941) — первый из знаменитых художников, который писал Ленина. Видный постимпрессионист, ученик Сезанна, товарищ Гогена, Бернар познакомился с Лениным благодаря своему родственнику, поэту Полю Фору, с которым тот подружился во время парижской эмиграции и по-соседски играл в шахматы. Портрет 40-летнего политэмигранта из России был написан в кафе на бульваре Монпарнас, и, судя по изображению, художнику даже не приходило в голову, что перед ним — будущий вождь мировой революции. Портрет попал в коллекцию Исторического музея в 1970-е годы как подарок одного шведского бизнесмена, но в первый раз появился на публике уже в постсоветское время.
Николай Андреев. «Ленин». 1922
Автор печального «сидячего» памятника Гоголю в Москве (1909), мастер скульптуры модерна, оказался одним из тех, кому было доверено рисовать Ленина с натуры. В начале 1920-х годов Николай Андреев (1873–1932) выполнил около 100 скульптурных и две сотни графических портретов вождя. Некоторые из них были признаны руководством каноническими и позже взяты за образец тысячами художников. Именно андреевский Ленин попал сначала на обложку партийного билета ВКП(б), а потом на монеты, плакаты, мозаики, фрески, значки и другую идеологическую продукцию. Возможно, если бы кто-то взялся подсчитать, сколько раз в разных техниках был воспроизведен его портрет Ленина, Николай Андреев стал бы чемпионом мира как самый тиражируемый художник.
Климент Редько. «Восстание». 1925
Самая знаменитая картина художника Климента Редько (1897–1956) долго томилась в запасниках Третьяковской галереи; сейчас она в постоянной экспозиции музея. Ее в 1977 году подарил галерее легендарный коллекционер Георгий Костаки, написав на обороте: «Картина века, самое великое произведение революционной России». Его мнение долгое время разделяли немногие — Редько был прочно забыт, как и группа «проекционистов», позже «Метод», в которую он входил вместе с Александром Лабасом, Соломоном Никритиным, Александром Тышлером. Картина «Восстание» представляет пример, по словам самого автора, «электроорганизма». Художник был очень увлечен электричеством и энергией света и позднее придумал направление «свеченизм» («люминизм»). Современные исследователи находят в этой работе синтез геометрической абстракции авангарда и иконы — композиция картины напоминает традиционную иконографию «Спаса в силах» и «Преображения», что неудивительно, учитывая, что Редько начинал свою карьеру в иконописных мастерских Киево-Печерской лавры. При этом вокруг Ленина можно узнать его ближайших сподвижников — Надежду Крупскую, Льва Троцкого — и во втором ряду — Иосифа Сталина.
Диего Ривера. «Человек на распутье, смотрящий с надеждой и высокими помыслами на выбор лучшего будущего». 1933
Нефтепромышленник Джон Д. Рокфеллер и его жена Эбби Олдрич заказали мексиканскому муралисту Диего Ривере (1886–1957) и еще нескольким художникам девять фресок для вестибюля здания Американской радиовещательной компании RCA (Рокфеллер-центра). Попечители Музея современного искусства (MoMA) уже имели в своей коллекции рисунки Риверы с изображением первомайской демонстрации в Москве и пригласили модного радикала в Нью-Йорк. Получив заказ, Ривера подложил им свинью, вписав в свою фреску фигуру Ленина. Разразился грандиозный скандал: американские СМИ были возмущены тем, что Рокфеллер оплачивает советскую пропаганду в образе главного борца с капитализмом. Ривера на попятную не пошел, отказавшись убрать Ленина. В результате Рокфеллер выплатил ему гонорар, а фреска была уничтожена. По преданию, в ответ на заявления художника о свободе творчества меценат сказал: «Это моя стена!»
Сальвадор Дали, Филипп Халсман. Фото из книги «Усы Дали». 1955
«Я тут же, не сходя с места, решаю сфотографировать волосяную историю марксизма. С этой целью… вешаю себе на усы шесть белых бумажных кружочков. На каждый из этих кружочков Халсман по порядку, один за другим, накладывает портреты: Карла Маркса с львиной гривой и бородой… Сталина, чья густая поросль на лице ограничивалась усами, и, наконец, начисто бритого Маленкова». Так Сальвадор Дали (1904–1989) рассказывал о появлении одного из своих самых экстравагантных портретов, созданных им в сотрудничестве с Филиппом Халсманом, выдающимся фотографом моды, для книги «Усы Дали». Это было не первое обращение сюрреалиста к образу Ленина — в 1930-е он создал несколько «параноидально-критических» картин, где фигурирует Ленин, но эта фотография примечательна своим созвучием с народной теорией, по которой советские вожди сменяют друг друга в зависимости от пышности шевелюры. Георгий Маленков в момент создания этой книги был председателем Совета Министров СССР и фактическим руководителем государства. Хотя, по легенде, должен был быть еще один медальон — с портретом Никиты Хрущева.
Дмитрий Налбандян. «Ленин в Дрезденской галерее в 1914 году». 1962
«Первая кисть Политбюро», как прозвали Дмитрия Налбандяна (1906–1993) современники за то, что он за долгую жизнь живописал практически всех генсеков, изобрел небанальный сюжет в регламентированной и однообразной лениниане: вождь, который любуется Мадонной Рафаэля. Точно по высказыванию Льва Толстого, что мы любим людей за то добро, которое им сделали, Дрезденская галерея оказалась самым любимым зарубежным музеем в советской иерархии — после того, как туда в 1955 году были возвращены вывезенные во время войны шедевры. Налбандян снайперски выбрал и произведение: после невероятно популярной выставки дрезденских шедевров, показанной в ГМИИ перед их возвращением в ГДР, «Сикстинская Мадонна» стала поистине народным хитом, повиснув репродукцией в тысячах советских квартир. А ходил ли Ленин в Дрезденскую галерею в Первую мировую войну, уже не так и важно.
Леонид Соков. «Встреча двух скульптур» («Ленин и Джакометти»). 1987
Эта композиция создана в эпоху перестройки, когда пал железный занавес и бывшие идеологические враги пошли навстречу друг другу. У мастера соц-арта Леонида Сокова (1941–2018) встречаются не просто две фигуры, а два мира, два стиля — соцреализм и модернизм. По признанию самого автора, эта работа пользовалась таким большим успехом у коллекционеров, что ему пришлось сделать множество ее вариантов. «СССР уже нет, а Ленин продолжает меня кормить», — шутил художник. В 2001 году он развернул эту идею в большую инсталляцию «Театр теней скульптуры XX века», показанную в павильоне России на Венецианской биеннале, — коллекция миниатюрных реплик самых знаменитых скульптур ХХ века, в их числе и Ленина, отбрасывала фантастические тени на стены павильона.
Энди Уорхол. «Красный Ленин»; «Черный Ленин». 1987
Самое дорогое произведение с изображением Ленина было создано, конечно же, звездой мирового арт-рынка Энди Уорхолом. В 2015 году его картина «Черный Ленин» была продана на Sotheby’s за $4,7 млн. Поп-артист выбрал в качестве основы фотографию молодого революционера, по-видимому, как более «сексуальную», чем его поздние изображения. Этот мотив был повторен в разных цветах, и с него сделаны тиражные шелкографии, которые априори дешевле. Одна из таких шелкографий, «Красный Ленин», была в коллекции опального олигарха Бориса Березовского. Он продал своего Ленина за несколько дней до самоубийства в 2013 году на торгах Christie’s за $202 тыс.
Уорхол воспринимал Ленина не столько как политического деятеля, сколько как знаменитость, узнаваемую многими и тем самым отвечающую важному для художника критерию «популярности». Ранее он сделал серию портретов другого коммунистического лидера — Мао Цзэдуна.
Виталий Комар, Александр Меламид. «Бегущая строка на ступенчатой пирамиде». 1992
Изобретатели соц-арта задумали перформанс на Красной площади в рамках международного проекта «Трансформация для будущего: что нам делать с монументальной пропагандой?». Десятки художников разработали свои варианты адаптации советских памятников к новой жизни. Комар и Меламид считали, что Ленина нужно захоронить, а по Мавзолею с пустым саркофагом пустить бегущую строку, где транслировались бы рекламные объявления, новости, прогноз погоды и мудрые изречения вроде «Все — суета и томление духа». Однако их предложение так и осталось фантазией.
Юрий Шабельников, Юрий Фесенко. Торт «Мавзолей. Ритуальная модель, или Ленин в тебе и во мне». 1998
30 марта 1998 года толпа журналистов и арт-критиков осаждала московскую галерею наивного искусства «Дар», чтобы попробовать Ленина на вкус. Художники Юрий Шабельников и Юрий Фесенко изготовили торт в виде лежащего в гробу Ильича. 80-килограммовый торт был бисквитный, с кремовыми розочками. Даже на фоне расцвета всяческого акционизма этот перформанс, спровоцированный бесконечными дискуссиями о том, надо ли выносить тело Ленина из Мавзолея, выделялся своей бескомпромиссностью. Причастие идей коммунизма во плоти вызвало нешуточный скандал: авторов называли «каннибалами» и грозили им пропесочиванием в Государственной Думе. Прошло еще 20 лет, но тема остается актуальной.
Маяна Насыбуллова. Серия «Ленин для души». С 2015 по настоящее время
Маяна Насыбуллова (р. 1989) принадлежит к поколению, выросшему уже не в СССР, поэтому для нее Ленин — «это знак, часть культурного кода» (из интервью журналу «Собака»), с которым можно вольно играть. Художница из Барнаула стала известной после участия в Триеннале российского современного искусства в «Гараже» (2017). Серию «Ленин для души» она начала в 2015 году и теперь не может остановиться. Стандартный белый бюстик вождя, продававшийся в канцтоварах, превращается в ее руках в десятки новых образов — это и Ленин-Будда, Ленин-панда, Ленин-Пикачу, Ленин — ван Гог, Ленин-уточка, Ленин-Бэтмен и Ленин-коронавирус (из свежего). Для своей бабушки она сделала розового Ленина; знаменитой телевизионной байке Сергея Курехина о том, что Ленин — гриб, посвятила бюст в шапке-мухоморе. Друзья подкидывают все новые идеи, и серия становится все более востребованной. Что доказывает: Ленин для искусства жив!