Любая временная выставка — явление более эфемерное, нежели постоянная музейная экспозиция. Но именно эфемерность может способствовать притоку публики в музейные и выставочные залы. «Надо успеть! Сейчас или никогда!» — если подобные настроения овладевают массами, то успех проекту гарантирован. И наоборот, без «хайпа», пусть даже сегментарного, охватывающего лишь определенные целевые группы, выставку нельзя считать полноценно состоявшейся, сколь бы умна ни была концепция и качественна реализация. В этом смысле рейтинг посещаемости выставок оказывается даже более красноречивым, чем рейтинг посещаемости музеев как таковых.
Рейтинг посещаемости выставок за 2019 год представляет собой статистический срез ситуации по всей стране. Для большей релевантности и удобства сопоставления мы разделили общий список на две неравные части: топ-50 в столицах, Москве и Санкт-Петербурге, и топ-20 по регионам. Диспропорция вынужденная, она продиктована реальным положением дел с выставочной активностью в России.
Другого рода диспропорцией обусловлен заданный нами критерий — учитывать не больше трех выставок, проведенных за год на одной площадке. Для регионов такое ограничение не критично, а вот в столичных городах хотелось, чтобы рейтинг выставок все же охватил картину жизни институций помельче, чем Государственный Эрмитаж или Государственная Третьяковская галерея.
В рейтинг включены только художественные или историко-художественные выставки. Все они должны были быть открыты строго в 2019 году и завершиться не позднее 18 марта 2020 года (соблюсти это второе условие оказалось несложно: как раз тогда, в марте, закрылись все выставки до единой). Расстановка мест в чартах производилась нами по прежней схеме: главным критерием служило среднее количество посетителей в день, а не абсолютная цифра посещаемости выставки. Впрочем, эта цифра во всех случаях тоже приведена.
Столичный рейтинг показывает, в частности, что традиционно высокой посещаемостью по-прежнему отмечены фундаментальные монографические выставки и ретроспективы. До выламывания музейных дверей, как на приснопамятной выставке Серова, дело теперь не доходит (почти все крупные музеи ввели практику продажи билетов на выставки-блокбастеры в интернете), но цифры остаются внушительными. «Илья Репин» и «Василий Поленов» в Третьяковке, «Щукин. Биография коллекции» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина или вот еще «Дейнека/Самохвалов» в питерском Центральном выставочном зале «Манеж» — все это примеры неослабевающего интереса публики к фигурам, важным для российской художественной культуры (не только к художникам, но и к меценатам). Отметим также высокие показатели у выставки «Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля» — не так часто подобные цеховые показы собирают массовую аудиторию. Тем более непривычен ажиотажный спрос на искусство, привязанное к проблемам экологии, но успех выставки «Грядущий мир: экология как новая политика» в московском Музее современного искусства «Гараж» демонстрирует, что этот тренд сейчас весьма актуален. Как и музейная интерактивность, сопрягающая взрослые эстетические запросы с детской любознательностью, выразительным примером чего послужила выставка «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович» в Еврейском музее и центре толерантности.
Возглавили столичный рейтинг сразу три выставки Эрмитажа, причем одна из них — «Забытый русский меценат. Собрание графа Павла Сергеевича Строганова» — обогнала всех остальных лидеров чарта буквально в разы (1897824 посетителя в целом, 1977 человек в день). Эта выставка работала в Николаевском зале Зимнего дворца, то есть в сердцевине постоянной экспозиции Эрмитажа, и вход на нее осуществлялся по общему билету в музей. Разграничивать таблицы еще и по такому критерию — отдельный билет на выставку, общий билет в музей или бесплатный вход — представляется нам избыточным шагом; эти сведения зашифрованы звездочками, добавленными к названию экспозиции.
Не так уж редки случаи, когда одна и та же выставка (в «базовой комплектации» или с некоторыми изменениями) поочередно прокатывается на нескольких площадках — это нормальная практика межмузейного сотрудничества. Мы рассматриваем показы на разных площадках как отдельные сюжеты. Например, прошлогодний проект «Союз молодежи», изначально реализованный в Государственном Русском музее, перебрался затем в Москву и демонстрировался в Еврейском музее под названием «Союз молодежи. Русский авангард 1909–1914». Отличия двух выставок, кстати, не ограничивались заголовками, и каждая получила свою аудиторию.
Тема «перекрестного опыления» особенно ярко выражена в региональном рейтинге. Высокие места в нем, с 4-го по 6-е, заняли гастрольные выставки из столичных музеев: ГМИИ, Русского музея, Эрмитажа. Что ничуть не умаляет заслуг местных музейщиков, а, скорее, наоборот: сразу видно, что люди не сидят сиднем на собственных фондах, но ищут возможности заполучить кассовые хиты. Вдвойне приятно, если хиты эти еще и качественны по составу. Гораздо реже встречаются ситуации, когда региональные институции сами берутся выстраивать у себя сложносоставные проекты с привлечением многих источников, в том числе зарубежных. Зато такие усилия и плоды приносят весомые. Не случайно в этом чарте лидирует интернациональная выставка «Шагал. Между небом и землей» из Музейно-выставочного комплекса Московской области «Новый Иерусалим», а 2-ю строчку занимает основной проект 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства — тоже интернациональный и многодельный. Последний, кстати, недавно получил Премию The Art Newspaper Russia в номинации «Выставка года».
В условиях самоизоляции вынужденно расцвел жанр посещения выставок онлайн. Может, так даже и лучше, чем в реале? Рассказ квалифицированного гида, конечно, способен увлекать и вдохновлять, но якобы преимущество виртуальных впечатлений перед реальными — всего лишь поверхностная иллюзия. Особенно если речь идет об экспонатах, которые по своей природе «офлайновы», а не смоделированы в компьютере. Нет сомнений, что именно выставки возьмут на себя роль локомотива, который начнет вытягивать за собой застоявшееся за время карантина большое музейное хозяйство. Но и сопутствующие проблемы тоже коснутся выставок одними из первых. За последние недели появилось немало информации о том, что прежние выставочные планы на 2020 год у большинства институций оказались порушены. Особенно пострадали (и еще пострадают, видимо) перспективы гастрольных показов — даже внутри страны, не говоря о зарубежном сотрудничестве. Однако эти дыры начнут латать с удвоенным энтузиазмом: все заинтересованные лица осознают важность именно такой работы для воскрешения музейной отрасли в целом.
Рейтинг подготовили: Дарья Глушко, Татьяна Маркина, Дмитрий Смолев, Азиза Тахирова, Динара Шарлапаева, Светлана Янкина
Методология
• • •
Российские рейтинги самых посещаемых выставок основаны на цифрах, предоставленных музеями и выставочными залами по запросу The Art Newspaper Russia.
• • •
При составлении рейтинга самых посещаемых выставок учитывались те, что были открыты строго в 2019 году и завершились не позднее 18 марта 2020 года. Топ выставок выстраивался по числу посетителей в день, а не по абсолютной посещаемости.
• • •
В рейтинге выставок каждая площадка представлена не более чем тремя экспозициями.
• • •
Рассматривались только художественные или историко-художественные выставки.