18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От эклектики к модерну

Издан труд, завершающий фундаментальную трилогию Андрея Пунина «Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века»

Это исследование, описывающее строительство Санкт-Пе­тербурга от периода позднего классицизма, зарождения и развития эклектики до начала модерна. Создание трилогии растянулось почти на десять лет: первый том вышел в 2009 году, второй — в 2014‑м. В финальной книге рассмотрена типология зданий последней трети XIX века.

То время характеризуется высочайшей строительной активностью. В столице ежегодно возводились десятки новых каменных зданий, перестраивались старые: двухэтажные дома эпохи классицизма вырастали до трех-четырех этажей, получали более пышную отделку. Основным стилем этого периода стала эклектика. Хотя еще в 1837 году анонимный автор в одном из номеров «Художественной газеты» писал: «Наш век эклектичен, во всем у него характеристическая черта — умный выбор. Все роды зодчества, все стили могут быть изящны и заключают каждый немалочисленные тому доказательства, все они пользуются своими средствами, перемешиваются и производят новые роды!»

В последней трети XIX века на берегах Невы по-прежнему возводили строения в классическом стиле, но параллельно складывалось новое направление в архитектуре. Помимо дворцов, особняков и воинских казарм, появились постройки совершенно иного рода: промышленные предприятия, железнодорожные вокзалы и депо, банки, музеи, театры, больницы. Существенно изменилось жилищное строительство: рост городского населения привел к возникновению многоквартирных доходных домов. На главных улицах в первых этажах все чаще открывались торговые помещения. Все это требовало иных подходов к архитектуре. По сути, эклектика стала переходным этапом от традиций классицизма к архитектуре XX века.
Как ни странно, до сих пор этот период в истории архитектуры Петербурга был плохо изучен, несмотря на то, что опубликованы работы по творчеству знаменитых зодчих XIX века: Гаральда Боссе, Максимилиана Месмахера, Андрея Штакеншнейдера и многих других. Но комплексное изучение началось именно с работ Андрея Пунина.

Он племянник знаменитого искусствоведа Николая Пунина, сам известный историк архитектуры, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории и теории архитектуры Академического института имени И.Е.Репина. По первому образованию инженер-мостостроитель. Его дебютная книга об архитектуре города середины XIX века, изданная в Ленинграде в 1990 году, стала библиографической редкостью. Трилогия фактически завершила исследования Пунина в этой области.

Первый из трех томов посвящен архитектуре 1830–1860-х годов, второй и третий — периоду с 1860-х по 1890-е, последним десятилетиям века, труд обобщает все XIX столетие. По мнению Бориса Кирикова, ведущего специалиста по архитектуре петербургского модерна, особая ценность работы Андрея Пунина состоит в систематизации собранного материала. «Это действительно уникальный труд выдающегося ученого, — считает Кириков. — Он исследователь широкого диапазона, ему удалось охватить всю проблематику этого непростого и очень пестрого периода в развитии архитектуры, показать его со всех сторон: стили, инженерные конструкции, эстетические взгляды, мода». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+