18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Наследие Рафаэля пополнилось двумя фигурами

Аллегории Правосудия и Дружбы в зале Константина в станцах Рафаэля в Ватикане оказались написанными рукой самого мастера. Это удалось доказать в результате проведенной расчистки росписей

В Музеях Ватикана завершена реставрация последней работы Рафаэля, созданной художником перед смертью, — росписей в зале Константина, сообщает издание Vatican News.

Росписи были опознаны как произведение Рафаэля в ходе реставрации, начатой в Ватиканском дворце в 2015 году. О том, что там есть какие-то работы Рафаэля, еще не учтенные историками искусства, было известно давно. Вазари указывал, что Рафаэль где-то в ватиканских интерьерах написал две фигуры, экспериментируя с масляными красками. Но, что это за фигуры и где они, никто не знал. Только в 2017 году, когда реставраторы начали освобождать от слоя темной и пыльной патины стены зала Константина, они установили, что фигуры Правосудия и Дружбы тут написаны именно маслом — в отличие от других персонажей стенописи, выполненных в традиционной фресковой технике. Авторство Рафаэля подтвердило и изучение манеры мазка. Аллегории, очевидно, были созданы около 1519 года, незадолго до смерти художника, и являются его последними работами. Ранее считалось, что все фрески в зале написаны мастерами школы Рафаэля по его эскизам, в частности Джулио Романо и Джанфранческо Пенни.

В зале Константина, как сообщает Vatican News, были проведены реставрационные работы на трех стенах размером 18х12 м при высоте 13 м. Расчистка четвертой стены продолжится этим летом. Реставрацией фрескового комплекса, в который входят аллегорические фигуры Правосудия и Дружбы, занималась лаборатория реставрации Музеев Ватикана. Были использованы усовершенствованные методы расчистки, чтобы позволить как можно яснее продемонстрировать тонкую колористическую гамму, присущую Рафаэлю. В предыдущие века никто не заподозрил, что мастер является автором этих фигур, именно из-за потемнения красок, которыми они были написаны. Как предполагают итальянские ученые, Рафаэль, видимо, собирался расписать весь зал Константина маслом, но, успев создать только две фигуры, умер 6 апреля 1520 года. После этого его ученики не решились продолжить эксперимент и закончили роспись помещения по его картонам, но используя безопасную и надежную старинную фресковую технику.

Результаты реставрации должны были быть представлены 20 апреля на международной конференции, посвященной 500-летней годовщине со дня смерти Рафаэля, однако из-за пандемии коронавируса мероприятие отменили. В итоге презентация росписей прошла 13 мая в камерном формате, в присутствии директора Музеев Ватикана Барбары Ятты и двух десятков экспертов и ученых. В дальнейшем, когда Музеи Ватикана снова откроются для туристов, эти работы станут доступными для обозрения.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+