18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Снимки — не то, чем кажутся

«Фотография как современное искусство» — первое русскоязычное издание книги англичанки Шарлотты Коттон, много лет исследующей историю светописи

Заглавие книги определяет ее содержание: автор педантично выясняет, что же такое фотография в контексте современного искусства. И делает это всегда на конкретных примерах. Анализируя, скажем, работу Кристофера Уильямса, где запечатлены искусственные початки кукурузы и трехфокусный направленный отражатель Kodak, Шарлотта Коттон взламывает символическую систему мастера и показывает взаимоотношения между образами, в итоге сводя их к простейшим формам.
Автор предпочитает распределять фотографов по главам — в соответствии со схожестью творческого подхода и замысла. По словам Коттон, это позволяет сначала разобрать идеи, на которых стоит современное искусство фотографии, и только затем перейти к примерам их реализации. «Современная художественная фотография — это не столько использование уже существующей, безотказно работающей визуальной технологии, сколько сознательный выбор на каждой стадии этого процесса».

У Коттон работы одного и того же автора могут попадать в разные тематические категории. Так, постановочные снимки канадца Джеффа Уолла включены сразу в два раздела. Черно-белая фотография «Прохожий» (1996) открывает главу, посвященную роли сюжетов в современном фотоискусстве, а «Диагональная композиция» (2000) отнесена к главе, рассказывающей, как обыденные предметы способны порождать в воображении зрителя невероятные нарративы. Коттон рассказывает также о сдвиге контекста, в котором сегодня существует фотография. Это касается в первую очередь документальной съемки, ставшей частью сложных взаимоотношений коммерческой модной фотографии с миром искусства.
В главе «Исторические моменты» сопоставлены Мартин Парр и Люк Делае — как художники, использующие противоположные подходы. Серия Парра «Очевидность» (1998) при таком намеренном столкновении представляет собой визуально демократическое решение: предметы сняты крупным планом в насыщенной цветовой гамме вне зависимости от того, что попало в объектив. А вот «История» (2001) Делае, снятая в панорамном формате, демонстрирует основательность и монументальность. Особую роль в придуманном соревновании начинают играть выбранные темы.

Коттон приводит ключевые пункты постмодернистской парадигмы, в которой и поныне пребывает современная фотография: «С момента появления самых первых фотографий вся деятельность фотографов происходила и понималась в связи и в сравнении с работами предшественников. В зависимости от конкретного случая другие фотографии превращались в препятствия, которые нужно преодолеть, стандарты, до которых нужно дотянуться, и дискурсы, которые нужно оспорить». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
6
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+