18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Леонид Шишкин предсказывает нешуточную борьбу за русское искусство

На онлайн-торги выставлена солидная подборка работ наших классиков — Ивана Айвазовского, Валентина Серова, Константина Коровина, Роберта Фалька, Петра Кончаловского и других

Всего в каталоге онлайн-аукциона Галереи Леонида Шишкина 148 лотов, в том числе картины Александра Герасимова, Юлия Клевера, Константина Коровина, Аристарха Лентулова, Филиппа Малявина, Василия Поленова, Ивана Шишкина и многих других классиков русского и советского искусства. Эстимейты установлены в диапазоне от 35 тыс. до 18 млн руб. Собственно, от других отечественных интернет-аукционов, ставших обыденностью в последние месяцы, этот отличается именно обилием первых имен в каталоге и произведений из верхнего ценового сегмента.

Галерея Леонида Шишкина в прошлом, 2019 году отметила 30-летие. Изначально она специализировалась на искусстве соцреализма, но, начав в 2000 году проводить регулярные аукционы, значительно расширила сферу интересов. Нынешние торги — первый для галереи опыт их проведения полностью в онлайн-формате.

На подобную инициативу Леонида Шишкина вдохновили успехи традиционных русских торгов в Лондоне, которые на этот раз перевели в интернет в связи с COVID-19. Галерист сам принимал участие в аукционе Sotheby’s, причем и как сдатчик (несколько его работ были успешно проданы), и как покупатель. Оказалось, что, несмотря на пандемию, падение цен на нефть и существенное снижение спроса на русское искусство, о чем который год твердят эксперты, торги шли весьма бойко, а бороться за интересующие тебя лоты онлайн оказалось ничуть не менее азартно, чем в зале. Более того, Шишкин признается, что даже он — опытный аукционист и многолетний участник лондонских русских торгов — был настолько увлечен онлайн-борьбой, что несколько раз выходил за рамки намеченного бюджета. 

Онлайн-торги лишь на первый взгляд кажутся мероприятием размеренным и предсказуемым. С того момента, как каталог аукциона становится доступным на сайте, у зарегистрированных участников есть достаточно времени (обычно несколько дней, а иногда и недель), чтобы сделать ставки. Однако главная интрига разворачивается в сам момент закрытия лота: тогда начинается обратный отсчет и у заинтересованных лиц есть всего минута, чтобы сделать последнюю ставку. И вот если такая ставка была сделана, то закрытие лота продлевается еще на пять минут, в течение которых могут быть сделаны новые ставки. С каждой новой ставкой эти пять минут включаются заново. Лот считается закрытым, если в течение последних пяти минут новая ставка не поступила. Таким образом, судьба каждого лота решается именно в последние минуты онлайн-аукциона, и именно это критическое время определяет специфический «драйв» интернет-торгов. 

Поняв, что эта схема работает и искусство неплохо продается, Леонид Шишкин принял решение организовать свой аукцион, удачно встроившись в серию русских торгов: 21 июля завершился трехнедельный онлайн-аукцион Christie’s, который принес аукционному дому £3,3 млн, а торги Галереи Леонида Шишкина были запущены 20 июля. Закрытие лотов начнется 28 июля в 14:00 (каждый лот закрывается с шагом в одну минуту независимо от других лотов).

Среди топ-лотов — «Береза. Весна» Роберта Фалька 1907 года из старой московской коллекции врача-гомеопата Виктора Варшавского (эстимейт 18–22 млн руб.), детский портрет Валентина Серова (11–13 млн руб.) и «Закат Солнца» Ивана Айвазовского (7,5–9 млн руб.), а также два мастерских этюда Василия Поленова, неаполитанская акварель Василия Сурикова, красочные натюрморты Бориса Анисфельда, Павла Кузнецова и Ильи Машкова, работы мастеров соцреализма Михаила Абакумова, Александра Герасимова, Алексея Грицая, Василия Ефанова, Юрия Кугача, Федора Решетникова, произведения нонконформистов Анатолия Зверева, Дмитрия Краснопевцева, Дмитрия Плавинского.

По словам Леонида Шишкина, владельцы — частные коллекционеры и дилеры из России и Европы — на удивление позитивно откликнулись на предложение выставить свои произведения на онлайн-аукцион. В каталоге представлен весь спектр отечественного искусства от реалистического пейзажа XIX века до современных художников (в торгах участвуют работы Андрея Бильжо, Владимира Брайнина, Никаса Сафронова). По признанию организаторов, в какой-то момент предложений о продаже было столько, что пришлось отказываться. Например, в торги не включен сегмент декоративно-прикладного искусства, как это изначально планировалось, чтобы не выходить за рамки оптимального количества лотов (150). 

Если затея с онлайн-аукционом первых имен русского искусства окажется удачной, то такие торги, возможно, станут регулярными, а в будущем в каталоге появятся разделы декоративно-прикладного искусства и мебели. И хотя предаукционную выставку организаторы не проводили, зарегистрированные участники могут осмотреть интересующие их лоты в московской галерее по предварительной договоренности.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+