18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Русский музей открыл грандиозную выставку в честь 125-летия

№83
Материал из газеты

Выставка посвящена всем тем, кто передал в дар произведения искусства. Среди них русский царь, советский ученый и шоколадный магнат

Кураторы отобрали для показа примерно 1 тыс. произведений искусства из тех, что были получены за 100 с лишним лет от сотен дарителей. Проект «Дары. Избранное» посвящен 125-летию со дня основания Государственного Русского музея. Когда отмечался вековой юбилей, то акцент делался на том, что ГРМ является хранителем тысячелетней истории отечественного искусства. Сейчас в центре внимания оказались дарители как основная движущая сила пополнения музейного собрания. 

Несмотря на огромный объем, эту выставку сложно назвать блокбастером. Да, для нее подобрано много шедевров, но нет одной основной сюжетной линии, как бы сказали ученые люди, нарратива — того, что на выставке-блокбастере должно сразить наповал. В «Дарах» этих сюжетов много, они ветвятся и переплетаются, экспозиция требует неспешного тщательного рассматривания. Но не дает зрителю простых подсказок. Например, здесь нет двух самых знаменитых картин в собрании ГРМ — «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова и «Девятого вала» Ивана Айвазовского, и в то же время присутствует «Фрина на празднике Посейдона» Генриха Семирадского, хотя все три поступили в 1897 году из Зимнего дворца при формировании основного собрания Русского музея. Причина в том, что «Фрина» была куплена Александром III в 1889 году с выставки одной картины в Академии художеств. В том же году император приобрел картину Ильи Репина «Николай Мирликийский освобождает от смерти трех невинно осужденных». 

По легенде, именно эти произведения навели самодержца на мысль о создании национального музея русского искусства. Кстати, в 1887-м он приобрел полотно «Христос и грешница» Василия Поленова, а в 1891 году — репинских «Запорожцев». Может быть, и эти покупки послужили стимулом к рождению главного в жизни Александра III культурного проекта. Все три хита показаны на выставке.

Николай II не только перемещал искусство в открытый им музей. Его личным вкладом стали произведения Василия Верещагина и Валентина Серова, приобретенные на посмертных выставках художников. Прежде всего это верещагинский диптих — «После удачи» и «После неудачи», невоенные картины — «В Иерусалиме. Царские гробницы» и «Отставной дворецкий». Важной для музейного собрания стали и поздние работы Верещагина из японского цикла — «Шинтоистский храм в Никко» и «Прогулка в лодке». Серов показан скромнее, историческими гуашами, например «Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте». Но здесь у императора были сильные конкуренты: его мать, подарившая музею портреты своих детей — Ольги и Михаила — в юном возрасте, а также княгиня Мария Тенишева, вручившая пронзительный пейзаж «Зимой». Впрочем, в истории дарений Николай II остается в первую очередь купившим для музея картину «Покорение Ермаком Сибири» Василия Сурикова.

Еще два важных персонажа в истории даров начала ХХ века — великая княгиня Елизавета Федоровна и дипломат и коллекционер Владимир Аргутинский-Долгоруков. Ныне причисленная к лику святых сестра императрицы подарила хрестоматийную картину «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке», два портрета Александра I — кисти Владимира Боровиковского и Джорджа Доу, а также редкий пейзаж Федора Васильева «Эриклик. Фонтан». Аргутинский обогатил Русский музей эскизом Михаила Врубеля к картине «Царевна Лебедь» и его этюдом «Сирень». 

В советские времена выделяются три мецената: врач Григорий Левитин, ученый-баллистик Борис Окунев и архимандрит Алипий (в миру — иконописец и реставратор Иван Воронов). Их коллекции поступили по завещаниям. Интересы священнослужителя простирались от древних икон до Айвазовского и Владимира Маковского. Левитин собирал в основном ХХ век: Кузьму Петрова-Водкина, Александра Тышлера, Алексея Пахомова, ленинградских акварелистов. На той же поляне коллекционировал Окунев. Его дар абсолютно энциклопедичен, от Исаака Левитана и Константина Коровина до Роберта Фалька и Владимира Лебедева. Но публике особенно полюбились две картины — «Богоматерь Умиление злых сердец» Петрова-Водкина и «Девочка с бидоном» Бориса Григорьева. 

В новой российской реальности главными дарителями Русскому музею были и остаются по сей день Ирена и Петер Людвиг, вкладу которых посвящен отдельный музей в музее. Важными для формирования коллекции современного искусства стали дар художника Тимура Новикова, включающий произведения ленинградских «новых художников» — Олега Котельникова, Ивана Сотникова и других, работавших в традициях немецких «новых диких», а также дар галериста Марата Гельмана: москвичи, «южнорусская волна» и те, кто трудится в заграницах. Кстати, в одном из недавних интервью он заметил, что коллекционерам не следует питать иллюзий и рассчитывать на продолжение детьми собирательского дела. Это не было намеком на то, что надо немедленно нести в музеи все нажитое серьезными трудами, но рано или поздно об этом придется задуматься.

Другую линию выставки «Дары» можно назвать героической. Это вклад Евдокии Глебовой, сестры Павла Филонова, сохранившей для нас наследие художника, в том числе «Крестьянскую семью» и «Пир королей». Сложный сюжет с наследием Казимира Малевича тем не менее принес музею «Голову крестьянина», «Красный дом» и другие картины. Свидетельство той истории — указание в каталогах: «Дар Наталии Малевич, вдовы художника, 1977 (пост. от наследников, 1936)». Александра Томилина-Ларионова, вдова Михаила Ларионова, подарила ГРМ полученные ею в наследство 12 произведений Наталии Гончаровой, в том числе четырех «Евангелистов», которые стали гордостью музейного собрания русского авангарда.

Еще одну линию выставки обозначим как «в правильное время в правильном месте». К таким дарам можно отнести икону XVI века «Борис и Глеб», полученную от художницы Татьяны Мавриной, она не уступит царским приношениям. Также это дар бизнесмена Рональда Лаудера: портрет Петра Басина кисти Ореста Кипренского; портрет Николая Гоголя, созданный Александром Ивановым для Василия Жуковского и попавший в музей от императрицы Марии Федоровны; сомовский портрет Сергея Рахманинова, подаренный семьей Брайкевичей; автопортрет Зинаиды Серебряковой, полученный от автора.
На выставке много графики, представлены нумизматика, декоративное и народное искусство. Вместе с живописью они дают повод поразмышлять о том, может ли музей отказаться от дара, когда, с одной стороны, на пределе его физические мощности, а с другой — царит эпоха перепроизводства искусства. Есть мнение, что надо брать по максимуму, ведь даже незначительная вещь со временем может «выстрелить». И противоположная позиция: бесперспективно складирование в фонды, до которых руки исследователя не доходят десятилетиями. 

Государственный Русский музей
Художники и коллекционеры — Русскому музею. Дары. Избранное
До 14 ноября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+