18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Вена привлекла охотников за новыми именами

В Вене завершилась ярмарка современного искусства Viennafair.

Венская ярмарка сполна отвечает своему девизу New Contemporary, то есть «новое современное». Любителям этаблированных фигур арт-рынка, художников-«брендов» делать тут особо нечего. Зато настоящее раздолье для желающих раскопать новые или пока не слишком известные имена из Центральной и Восточной Европы, России, стран бывшей советской «ойкумены» и относительных новичков на арт-рынке вроде Ирана. Хотя на стендах более чем 120 галерей можно было отыскать и входящего в мировой топ самых дорогих художников современности Герхарда Рихтера (его небольшие абстракции предлагались по €950 тыс., тогда как его большие работы тянут сейчас на несколько десятков миллионов), и поп-звезду перформанса Марину Абрамович, и знаменитых австрияков – Франца Веста, Эрвина Вурма или недавно почившего Отто Мюля (экспрессивная картина с мастурбирующей женщиной, вполне в традиции Эгона Шиле, оценивалась в €120 тыс.). Но большинство работ по цене редко превышало €10 тысяч, и на ярмарке можно было отыскать немало интересного и до тысячи евро. Например, поддержать некоммерческую галерею «Орел» из Вены, продававшую детские рисунки с изображением орла-супермена, юмористические интерпретации символа Австро-Венгерской империи, по €50 (доходы идут на образовательные программы тем же детям). Справедливости ради стоит заметить, что, после самой Австрии, галереям которой дан понятный карт-бланш (всего 33 галереи), – наибольшее число галерей было из Германии – 13.

Viennafair – редкая международная ярмарка, где можно встретить сразу восемь галерей из России. Обычно российское представительство гораздо скромнее. Вместе со стендами некоммерческих организаций (в их числе Еврейский музей, воронежский Центр современного искусства, Государственный центр современного искусства, школа «Старт» и др.), а также активным участием наших арт-деятелей в ток-шоу, российское присутствие выглядело весьма весомым. И это, конечно, неудивительно, учитывая, что уже три года главным акционером венской ярмарки является российский предприниматель Дмитрий Аксенов. Вместе с полурусским арт-директором Кристиной Штейнбрехер и всей командой ярмарки они положили много сил на то, чтобы коллекционеры из разных стран (а по сведениям организаторов, в этот раз ярмарку посетило около 350 коллекционеров) чувствовали себя как дома. Для гостей были организованы многочисленные экскурсии как по ярмарке, так и по венским музеям. Особый успех в качестве экскурсовода снискал московский художник Дмитрий Гутов, со своим авторским туром по выставке Хуана Миро в Альбертине.

Российские галереи, а в их числе такие тяжеловесы нашего рынка, как «Риджина» и «Триумф», следуя духу ярмарки, выглядели так, как будто только недавно начали свой бизнес. И это в данном случае комплимент: обилие молодых художников на стендах очень освежает имидж. Впрочем, без звезд не обошлось – нарасхват у галеристов романтический концептуалист-визионер Павел Пепперштейн, чьи картины и акварели можно было увидеть сразу на нескольких стендах. Совместный стенд галерей Iragui и Ural Vision из Екатеринбурга украшали работы участника Венецианской биеннале Вадима Захарова и инсталляция Никиты Алексеева. Участник легендарных акций группы «Коллективные действия» в который раз подтверждает свою репутацию блестящего рисовальщика, и, по словам галеристки Екатерины Ираги, имеет своих поклонников среди австрийских коллекционеров.

Хорошие рисовальщики и тонкие живописцы – один из трендов ярмарки. Так, например, венская галеристка Кристина Кениг (Christine Konig Galerie) особо хвасталась мастерскими рисунками молодой художественной пары, каждый день на глазах зрителей заполнявших два вертикальных листа-свитка почти каллиграфическими в своей тонкости рисунками цветущих садов и кущ. Подобные тонкие, лишенные лобового пафоса вещи, можно было увидеть и на многих других стендах.

Другой известный галерист из Вены, Ханс Кноль (Knoll Galerie), на первый план выставил батальное полотно молодого художника из Польши. То есть это холст, в который завернуты солдатские вещи эпохи первой мировой войны – котелки, штыки, шинели. Всю эту амуницию автор нашел на блошиных рынках Европы.

Конкуренцию польскому баталисту составила инсталляция на стенде галереи Elisabeth&Klaus Thoman в модном уже пару десятилетий стиле «музея мадам Тюссо» – то есть жизнеподобных восковых фигур. Она изображает одетого в деловой костюм мертвого бизнесмена, по странной прихоти судьбы оказавшегося не у себя в кабинете, а в окопе. Участником какой именно войны стал герой инсталляции, автор, правда, не пояснил.

Зато двусмысленным пацифизмом оказалась проникнута одна из самых ярких работ ярмарки, выставленная в разделе небольших персоналок молодых художников. Это неоновая конструкция с голубем мира, машущим крыльями, и девизом «миру мир», явно вдохновленная советскими плакатами эпохи холодной войны. Учитывая политическую обстановку, высказывание художницы Гули Варнаи воспринимается по меньшей мере иронично. Впрочем, по заверениям организаторов, конфликтная ситуация на Украине особо не повлияла на состав гостей и участников. Из Киева приехала одна галерея – Mironova.

Коммунистическая эпоха остается питательной средой для художников из стран бывшего соцлагеря. Особенно заметно это было на стендах галерей из Румынии, искусство которой в этот раз стало фокусом ярмарки. Самыми яркими выглядели работы в русле соцарта – мелькали бюсты Ленина, серп и молот, и даже призрак Льва Толстого, заблудившийся в березовой роще. Также видно, что в Румынии сильна линия академической живописи советского образца. Внимание привлекала большая картина со зловещим названием «Рак», исполненная с оглядкой на немецких экспрессионистов. А вот галерист из города Тимишоара показал румынских абстракционистов. По его словам, в Румынии их немного, с десяток, но такая история все-таки существовала.

Венские галереи к открытию ярмарки подгадали и специальную программу – серию выставок в их пространствах в городе. Каждую из таких выставок, а всего их несколько десятков, делает приглашенный куратор. Эта затея финансируется муниципалитетом города. Все выставки были объединены одной темой – «Век кровати». Столь необычный девиз объясняется так – современным творческим людям нет нужды вставать с кровати, чтобы иметь связь с миром – мобильная связь и прочие гаджеты позволяют им заниматься своим делом, не вылезая из постели. В то же время это и эпоха новой созерцательности и самоуглубленности, позволяющей ощущать себя центром вселенной, где бы вы ни находились. Кураторы подошли к теме с разных сторон – так, директор московского Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова показала выставку «Незначительные изменения» из работ московских концептуалистов. А в одной из галерей можно было увидеть «кушетку Зигмунда Фрейда». Эта классическая кушетка, обитая пестрой ориентальной тканью, работа знаменитого архитектора Ханса Холляйна. И желающих предаться психоанализу с помощью искусства нашлось немало.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Москве пройдет международная выставка дизайна ARTDOM 2025
В «Крокус Экспо» 20–22 февраля состоится четвертая Международная выставка мебели, интерьерных решений и искусства ARTDOM
23.01.2025
В Москве пройдет международная выставка дизайна ARTDOM 2025
7
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+