18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Музей русского импрессионизма показывает «Нарисованную жизнь» Сергея Виноградова

Музей первым столь полно представляет творчество мастера, на чьих картинах не кончается лето

Сергей Виноградов (1869–1938), как его определяет пресс-релиз, относится к кругу Валентина Серова и Константина Коровина. Он имел узнаваемый почерк, свою тему и драму, его имя хорошо известно современным коллекционерам. Музей русского импрессионизма представляет наиболее полную его экспозицию — 60 работ из частных и музейных собраний Архангельска, Барнаула, Иркутска, Казани, Москвы, Омска, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, а также из Белоруссии, Литвы и Эстонии. Дополняют экспозицию архивные фотографии и мемуары современников.

В том числе Сергею Виноградову Россия обязана богатейшей коллекцией французского пост- и просто импрессионизма (Винсент ван Гог, Эдгар Дега, Клод Моне, Огюст Ренуар, Поль Сезанн и прочие) в своих музеях. Именно он был консультантом Михаила и Ивана Морозовых при покупке ими в начале ХХ века искусства в Париже. Большая удача, что в этот исторический момент распределял финансовые потоки человек тонкого провидческого вкуса.

Если говорить о его собственном наследии, то тут Сергей Виноградов интересен как человек, обманувший судьбу. Уроженец деревни Большие Соли Ярославской губернии, сын деревенского священника, он, наверное, мог бы пойти по духовной стезе, но очень рано выбрал экзотическую профессию художника. Уже в 11 лет он был отправлен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где почти десятилетие постигал ремесло. Ранний, деревенский этап его творчества был попыткой примирить две линии — передвижничество с его интересом к жизни крестьян и импрессионизм с красотой собственно живописи. Получались портреты рабов, но в сияющем пейзаже, в ярких нарядах — непонятно, то ли горевать над ними, то ли любоваться. Основной период активной профессиональной деятельности — на рубеже веков, перед революцией — Виноградов был преуспевающим художником: преподавал в Строгановском училище (1898–1913), участвовал в международных выставках во Франции и Германии, у него был изысканный круг друзей (Сергей Дягилев, Алексей Толстой, Федор Шаляпин, Мамонтовы). В 1904 году он со товарищи создал влиятельную группу «Союз русских художников». Его экспертное мнение ценили богатейшие коллекционеры. В 1912 году Виноградов становится академиком Академии художеств.

Все изменилось после Первой мировой войны и революции. И тут Сергей Арсеньевич второй раз обманул судьбу. Командированный в 1923 году в США организовывать художественную выставку, обратно в Советскую Россию он не вернулся. Последние 14 лет прожил в Риге: преподавал, занимался живописью. В 1938-м его проводили в последний путь десятки благодарных учеников.

Его зрелое творчество отмечено печатью гедонизма. Он певец усадебно-дачной жизни. На его холстах не заканчивается лето, по тенистым паркам бродят прекрасные дамы в красивых платьях и шляпках, девушки и дети позируют в плетеных креслах на террасах или на удобных кушетках в залитых солнцем комнатах. Над этой зефирной сладостью впору бы иронизировать, если забыть про исторический контекст: Гражданскую вой­ну, разруху, смерти, свидетелем чего был художник, — если отрешиться от факта, что в 55 лет он отправился в эмиграцию, начав жизнь с нуля. Но, если держать в уме эти обстоятельства, салонная живопись Сергея Виноградова приобретает характер отчаянного фрондерства. Нужна была внутренняя стойкость не реагировать на «пришествие хама» (Дмитрий Мережковский), не выбрать себе роль жертвы. Это объясняет и подзаголовок нынешней выставки — «Нарисованная жизнь». Художник смоделировал себе, как сказали бы сейчас, вторую реальность и прекрасным образом провел в ней земное время. Из всех видов эскапизма (например, пьянство, отшельничество) он выбрал самый действенный и здоровый: работать, радоваться жизни и вдохновлять оптимизмом окружающих. Это ли не лучший завет потомкам?!  

Накануне открытия выставки для публики, 8 сентября в 21:00 можно присоединиться к онлайн-трансляции на ее странице и в соцсетях музея, посмотреть экспозицию и театральный перформанс с участием Александры Ревенко («Гоголь-центр») и рэпера Хамиля («Каста»).

Музей русского импрессионизма
Сергей Виноградов. Нарисованная жизнь
Выставка продлена до 31 марта 2021

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+