18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей русского импрессионизма показывает «Нарисованную жизнь» Сергея Виноградова

Музей первым столь полно представляет творчество мастера, на чьих картинах не кончается лето

Сергей Виноградов (1869–1938), как его определяет пресс-релиз, относится к кругу Валентина Серова и Константина Коровина. Он имел узнаваемый почерк, свою тему и драму, его имя хорошо известно современным коллекционерам. Музей русского импрессионизма представляет наиболее полную его экспозицию — 60 работ из частных и музейных собраний Архангельска, Барнаула, Иркутска, Казани, Москвы, Омска, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, а также из Белоруссии, Литвы и Эстонии. Дополняют экспозицию архивные фотографии и мемуары современников.

В том числе Сергею Виноградову Россия обязана богатейшей коллекцией французского пост- и просто импрессионизма (Винсент ван Гог, Эдгар Дега, Клод Моне, Огюст Ренуар, Поль Сезанн и прочие) в своих музеях. Именно он был консультантом Михаила и Ивана Морозовых при покупке ими в начале ХХ века искусства в Париже. Большая удача, что в этот исторический момент распределял финансовые потоки человек тонкого провидческого вкуса.

Если говорить о его собственном наследии, то тут Сергей Виноградов интересен как человек, обманувший судьбу. Уроженец деревни Большие Соли Ярославской губернии, сын деревенского священника, он, наверное, мог бы пойти по духовной стезе, но очень рано выбрал экзотическую профессию художника. Уже в 11 лет он был отправлен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где почти десятилетие постигал ремесло. Ранний, деревенский этап его творчества был попыткой примирить две линии — передвижничество с его интересом к жизни крестьян и импрессионизм с красотой собственно живописи. Получались портреты рабов, но в сияющем пейзаже, в ярких нарядах — непонятно, то ли горевать над ними, то ли любоваться. Основной период активной профессиональной деятельности — на рубеже веков, перед революцией — Виноградов был преуспевающим художником: преподавал в Строгановском училище (1898–1913), участвовал в международных выставках во Франции и Германии, у него был изысканный круг друзей (Сергей Дягилев, Алексей Толстой, Федор Шаляпин, Мамонтовы). В 1904 году он со товарищи создал влиятельную группу «Союз русских художников». Его экспертное мнение ценили богатейшие коллекционеры. В 1912 году Виноградов становится академиком Академии художеств.

Все изменилось после Первой мировой войны и революции. И тут Сергей Арсеньевич второй раз обманул судьбу. Командированный в 1923 году в США организовывать художественную выставку, обратно в Советскую Россию он не вернулся. Последние 14 лет прожил в Риге: преподавал, занимался живописью. В 1938-м его проводили в последний путь десятки благодарных учеников.

Его зрелое творчество отмечено печатью гедонизма. Он певец усадебно-дачной жизни. На его холстах не заканчивается лето, по тенистым паркам бродят прекрасные дамы в красивых платьях и шляпках, девушки и дети позируют в плетеных креслах на террасах или на удобных кушетках в залитых солнцем комнатах. Над этой зефирной сладостью впору бы иронизировать, если забыть про исторический контекст: Гражданскую вой­ну, разруху, смерти, свидетелем чего был художник, — если отрешиться от факта, что в 55 лет он отправился в эмиграцию, начав жизнь с нуля. Но, если держать в уме эти обстоятельства, салонная живопись Сергея Виноградова приобретает характер отчаянного фрондерства. Нужна была внутренняя стойкость не реагировать на «пришествие хама» (Дмитрий Мережковский), не выбрать себе роль жертвы. Это объясняет и подзаголовок нынешней выставки — «Нарисованная жизнь». Художник смоделировал себе, как сказали бы сейчас, вторую реальность и прекрасным образом провел в ней земное время. Из всех видов эскапизма (например, пьянство, отшельничество) он выбрал самый действенный и здоровый: работать, радоваться жизни и вдохновлять оптимизмом окружающих. Это ли не лучший завет потомкам?!  

Накануне открытия выставки для публики, 8 сентября в 21:00 можно присоединиться к онлайн-трансляции на ее странице и в соцсетях музея, посмотреть экспозицию и театральный перформанс с участием Александры Ревенко («Гоголь-центр») и рэпера Хамиля («Каста»).

Музей русского импрессионизма
Сергей Виноградов. Нарисованная жизнь
Выставка продлена до 31 марта 2021

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+