Теперь московский квартал небоскребов Сити стал чуточку больше похож на мировые столицы, где в многоэтажных зданиях делового центра офисы финансовых компаний и роскошные магазины соседствуют с художественными галереями. В башне «Меркурий», принадлежащей бизнесмену Игорю Кесаеву, открылись ILONA-K artspace — выставочный зал площадью около 500 кв. м и галерея его дочери Илоны Кесаевой. Они разместились на втором и сороковом этажах соответственно. Так что галерея ILONA-K artspace обладает, как гласит пресс-релиз, «лучшими панорамными видами на Москву». Впрочем, гостям вернисажа было на что посмотреть и кроме вида из окон: к открытию подготовлена ретроспектива работ Ольги и Олега Татаринцевых «Утопая в цифрах».
Илона Кесаева — живой пример того, что любовь к искусству передается по наследству, ведь ее мать — коллекционер и меценат Стелла Кесаева. Прежде чем запустить собственный проект, цель которого — «популяризация в России современного искусства, поддержка международного художественного обмена и укрепление позиций российского искусства в мире», выпускница Лондонской школы экономики и Института искусств Sotheby’s Илона Кесаева участвовала в проектах Stella Art Foundation. Так, весной в период карантина фонд возобновил в онлайн-формате программу бесед об искусстве «Вечера в Скарятинском». Одной из ведущих была как раз Илона Кесаева, которая провела несколько бесед с ключевыми участниками московской художественной сцены, в частности с директором Пушкинского музея Мариной Лошак, меценатом, издателем The Art Newspaper Инной Баженовой, писательницей Аленой Долецкой, основателем Heritage Art Foundation Кристиной Краснянской, директором Cosmoscow Маргаритой Пушкиной. Впрочем, еще год назад в интервью Forbes Life Стелла Кесаева рассказала, что у Илоны будет коммерческая галерея, так как, в отличие от нее, дочь нацелена продавать искусство.
Сама Илона Кесаева пока немногословна и, рассказывая о будущем своей галереи в публичном поле, старается не отходить от ранее утвержденных формулировок пресс-релиза. Известно, что она планирует сотрудничать с международными художниками и ведущими галереями, а также продвигать лучших российских авторов на мировом арт-рынке, и первый шаг по пути к столь амбициозным целям — открытие ILONA-K artspace.
Инсталляция, давшая название выставке открытия, — «Утопая в цифрах» Ольги и Олега Татаринцевых — создана художниками специально для новой галереи и затрагивает особенно острую сегодня тему мнимых и реальных угроз современной цивилизации. Важной частью инсталляции стали графические листы с цифрами. На них фрагментарно, порой исчезая, в произвольном порядке приводится международная статистика заболеваемости COVID-19: даты, количество заболевших, выздоровевших и умерших в разных странах. За данными Татаринцевы следили с первых дней пандемии. Впечатление усиливается инсталляцией из сияющего новизной, отлитого из керамики оружия — автоматов Калашникова и других моделей, которые будто бы увязают в постаменте. Фоном транслируются сводки весенних новостей, в которых дикторы бесстрастно ведут хронику пандемии. Своеобразным пояснением служит приведенная тут же на стене цитата из книги Светланы Алексиевич о чернобыльской катастрофе, смысл которой, если вкратце, сводится к тому, что солдат в полной боевой амуниции и все оружие мира бессильны перед новой, невидимой и неосязаемой, угрозой. Эта работа выставлена на сороковом этаже башни, том самом, откуда открывается совершенно головокружительный вид на Москву (впрочем, родной город с такой высоты едва узнаваем). В выставочном зале представлены произведения, созданные творческим тандемом за последние десять лет, в том числе серия «За пределами», скульптурные объекты «Упорство памяти», «Груз» и «Камуфляж», инсталляции «Природа молчания» и «Ген альтруизма», произведения из проекта «Вместо музыки», а также живопись Ольги Татаринцевой.
Начинание Илоны Кесаевой может быть встречено старожилами отечественного арт-рынка скептически: сколько новоявленных галеристов на нашей памяти говорили о необходимости продвигать российских художников за рубежом! Впрочем, в 2003-м, когда Стелла Кесаева открыла первую в России «буржуазную» галерею и привезла в Москву выставку работ Жан-Мишеля Баскиа, Тома Вессельмана и Энди Уорхола, Stella Art Gallery тоже многим казалась забавой скучающей жены богатого человека. Однако меньше чем за десять лет Стелла Кей (кстати, дочь использует в названии галереи то же сокращение от фамилии) прошла путь от начинающей галеристки до комиссара российского павильона на самой престижной, Венецианской биеннале в 2011–2015 годах. Хочется надеяться, что Илоне Кесаевой удастся вывести отечественное современное искусство на новую орбиту.