18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Граффити XII века нашли в соборе Переславля-Залесского

На стене домонгольского храма обнаружено изображение человека с фантастическим зверем

Граффити XII века — изображение человека с фантастическим животным и фрагмент сопровождающего текста — обнаружили специалисты Института археологии РАН при обследовании одного из древнейших храмов домонгольского периода — Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском, сообщает пресс-служба Института археологии РАН.

Композиция состоит из бегущего человека, который левой рукой поднимает над головой вымышленное существо с головой птицы, телом змеи и рыбьим хвостом. Левее внизу начертан текст, в конце которого уверенно прочитываются слова «но не всем ладно. Игнат писал».

«Изображение человека с фантастическим животным и надпись были обнаружены на белокаменном блоке высотой около 30 сантиметров и длиной около 50 сантиметров, центральную часть которого занимает изображение крестов. Надпись, которая находится слева от рисунка и под ним, еще не прочитана. Фразе предшествует загадочная последовательность из пяти букв, которую невозможно истолковать как записанный обычным образом славянский текст», — гласит сообщение Института археологии.

Владимир Седов, руководитель архитектурно-археологического отряда Института археологии РАН, считает, что найден редчайший пример изображения фантастических существ, по преданиям обитавших в дальних странах. Подобные изображения есть в западноевропейских миниатюрах средневекового периода, но на Руси они не были широко известны. Рисунок может также представлять собой аллегорию борьбы добра со злом, полагает ученый.

Член-корреспондент РАН Алексей Гиппиус уточняет: «Сопровождающая рисунок фраза, возможно, имеет гадательный характер, так как подобная последовательность находит параллели в древнерусской эпиграфике и берестяных грамотах, слово „ладно“, скорее всего, следует понимать как „одинаково“, в соответствии с основным значением слова в древнерусском языке».

Две другие надписи XII века, которые можно прочесть на соседних каменных блоках, представляют собой автограф «Лазорь писал» и последовательность из сокращенно записанных названий дней недели, аналогия которой есть в церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Новые тексты существенным образом дополняют массив древнерусских граффити, открытых на фасадах Спасо-Преображенского собора в 2015 году, из которых наиболее известна надпись с перечислением убийц Андрея Боголюбского.

В сентябре этого года в белокаменном Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского проведены археологические раскопки. Их сейчас завершает архитектурно-археологическая команда Института археологии РАН при содействии Переславского музея-заповедника. Работы связаны с предстоящей реставрацией интерьера этого древнейшего храма Владимиро-Суздальской Руси и проводятся в рамках многолетней научной программы по комплексному изучению древнерусских домонгольских соборов. В проект включены памятники XII — начала XIII века северо-восточной и северо-западной архитектурных традиций. Новый этап археологического изучения храмов уже состоялся в предыдущие годы в Боголюбове, Кидекше, Новгороде и Юрьеве-Польском.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+