Тот факт, что это открытие состоялось, — почти чудо и результат титанических усилий всей команды ярмарки во главе с ее основательницей Маргаритой Пушкиной. Количество отмененных из-за пандемии в этом году художественных событий поистине рекордно, а из самых значимых мировых ярмарок искусства этот скорбный список пополнили Frieze в Лондоне, нью-йоркская версия TEFAF (мероприятие в Маастрихте все же состоялось перед самым началом «локдауна» в Европе и завершилось раньше намеченного срока из-за скандала), вся линейка Art Basel — в Гонконге, Базеле и Майами-Бич, Парижская биеннале (La Biennale Paris) и многие другие. На этом фоне идея провести полноценную ярмарку международного уровня в Москве в сентябре казалась утопией, тем более что решение принималось весной, когда все вообще сидели по домам. Однако, когда в начале июня пишущие об искусстве журналисты получили от организаторов московской ярмарки релиз под названием «100 дней до Cosmoscow», стало понятно, что мероприятие все-таки состоится и весь карантин команда усиленно работала над его программой.
Разумеется, пандемия, закрытые границы, падение экономики и строгие эпидемиологические ограничения не могли не отразиться на Cosmoscow 2020. В этот раз наряду с традиционной ярмаркой в Гостином Дворе, которая продлится до воскресенья 13 сентября, проходит онлайн-версия Сosmoscow на одноименном сайте. В виртуальной ярмарке принимают участие как галереи, представленные в Гостином Дворе, так и расширенный круг галерей, а возможность посмотреть их онлайн-стенды у пользователей сайта сохраняется еще два дня после окончания работы офлайн-мероприятия.
Кроме того, вчера во время вернисажа была предпринята попытка разбить посетителей на две партии: как и в прошлом году, часть гостей были званы к шести вечера, часть — к восьми (впрочем, без прошлогоднего разделения на «коллекционеров» и «арт-профессионалов»). Однако посетителей все равно было очень много. Публика явно истосковалась по возможности смотреть произведения искусства своими глазами, а не через экраны мониторов, и к тому же надеть нарядные платья.
Несколько сократился список галерей-участниц по сравнению с прошлыми выпусками (в 2018–2019 годах организаторам удавалось привлекать к участию по 70 галерей, в том числе зарубежных, а в этот раз участвуют 62), и лишь немногие иностранные участники смогли обеспечить присутствие своих представителей, а главное, работ своих художников (хотя среди зарубежных галерей были замечены Dawid Radziszewski Gallery (Варшава), Galerie Emanuel Layr (Вена — Рим), Hors-Cadre (Париж), Peres Projects (Берлин) и другие).
Однако незначительное сокращение количества участников было сполна компенсировано поистине огромным числом спецпроектов (некоторым даже казалось, что их чересчур много), разнообразнейшей дискуссионной и образовательной программой, а также специальным проектом для детской аудитории (мастерские Cosmoscow x Vremena Goda Kids Zone проведет детская студия K1ds Art Club, все мероприятия рассчитаны на возраст 4+).
Cosmoscow всегда отличала максимально открытая политика в отношении цен на произведения искусства, представленные на стендах (насколько это вообще возможно у нас в стране), а тут предельную прозрачность обеспечивает виртуальная версия ярмарки, где все работы опубликованы с ценниками (никаких «по запросу»). Как обычно, есть и верхний ценовой сегмент, представленный в первую очередь классиками отечественного совриска, в том числе уже умершими, но разнообразен и пласт доступного искусства — молодого, тиражного, графического. На графике полностью сфокусирован специальный проект «Сделано в Москве». Два десятка столичных галерей смогли представить произведения на коллективном стенде абсолютно бесплатно, благодаря поддержке Департамента предпринимательства и инновационного развития.
Стенд «Сделано в Москве» занял площадь около 300 кв. м. В рамках деловой программы здесь пройдут дискуссии о мерах поддержки молодых художников, трендах выставочного дизайна и размещения современных произведений в интерьере, влиянии частных коллекций на будущее искусства. Здесь принимают участие в числе прочих галереи «Алиса» (галерейный проект Алисы Багдонайте, которая показывает графику Алисы Йоффе), «Гридчинхолл», «КультПроект», «Луч», «Роза Азора», Askeri, a-s-t-r-a, ART4, Fragment, JART, Omelchenko, Syntax и другие.
Лучшим стендом Cosmoscow 2020 был признан проект галереи JART. Галерею-победительницу определяет специальное жюри. В этом году в его состав входят Леонид Бажанов, куратор «Гаража» Екатерина Лазарева и советник по культуре посольства Швеции в России Мария Линд. Стенд JART представляет превью выставки «ЧА ЩА. Выставка в лесах» (откроется 20 сентября на территории курорта «Пирогово»). Проект, куратором которого стал Андрей Ерофеев, исследует лес как важный феномен современной культуры, представляя его как место демонстрации объектов искусства. Стенд призван не только вдохновить зрителя на поездку в «Пирогово», но и привлечь внимание к проблеме хрупкости произведений искусства, которые погибнут после длительного пребывания под открытым небом. Победив в номинации «Лучший стенд», галерея JART получила возможность участвовать в Cosmoscow 2021 года бесплатно.
Музей «Гараж» уже во второй раз участвует в ярмарке со спецпроектом, посвященным деятельности его архива российского современного искусства. В прошлом году «Гараж» воссоздал на Cosmoscow обстановку квартиры Владислава Мамышева-Монро, а теперь в качестве «Музея года Cosmoscow» представляет свой медиаархив. На стенде можно посмотреть видеозаписи 1985–2020 годов, посвященные художественной жизни Москвы и Ленинграда-Петербурга. Причем все они воспроизводятся на технике своего времени, в том числе с кассетных носителей.
На площадке Cosmoscow в Гостином Дворе буквально разбросаны то тут, то там проекты трех победителей конкурса «Турбулентность», который был проведен программным партнером ярмарки — Cultural Creative Agency (CCA) при содействии посольства Катара в России. Это работы российских художниц Екатерины Муромцевой и Полины Канис и художника Алексея Таруца. При входе на ярмарку посетителей встречает инсталляция «Балкон» Екатерины Муромцевой, которая воспроизводит единственное доступное выставочное пространство художницы весной этого года («локдаун» застал ее в Загребе, где она придумала выставлять свои произведения на балконе). Алексей Таруц создал инсталляцию NRG, для которой привез «специально заряженную воду с Финского залива»; работа иронизирует над практикой брендированных произведений искусства, которых на Cosmoscow традиционно много.
«Художником года» на этот раз выбран Павел Отдельнов, сделавший проект из фотографий, снятых с помощью видеорегистраторов машин «Яндекса» и Google. Они запечатлели места, одновременно точно определенные в пространстве и все же едва ли узнаваемые в силу своей типичности.
Марго Трушина, победившая в конкурсе Ruinart Art Patronat, создала «Живой уголок», где растения и камни разговаривают с посетителями, двигающимися и дотрагивающимися до частей инсталляции.
«Институцией года» стал Железногорский центр современного искусства (Курская область), независимая некоммерческая организация, занимающаяся художественной, выставочной и образовательной деятельностью. Центр был создан художественной арт-группой «Цикорий», главной текущей задачей которой является развитие инфраструктуры родного города и региона средствами культуры и искусства.
Традиционную тематическую экспозицию «Глазами коллекционера» на этот раз курирует Максим Боксер. Он назвал выставку «Выбор художника». В рамках проекта представлены работы участников «Шара и креста», громко прозвучавшей в период карантина группы в Facebook, созданной Боксером для взаимовыручки художников и коллекционеров. Второй участник проекта — одна из крупнейших российских компаний по перевозке произведений искусства Fineartway. Во время карантина она перепрофилировалась и вместо обычной работы занималась оказанием безвозмездной помощи российским музеям, а также художникам и просто нуждающимся людям.
Как всегда, у Cosmoscow очень насыщенная дискуссионная программа. За три дня пройдет множество лекций, круглых столов и обсуждений. Медиафорум-2020 посвящен обсуждению последствий пандемии с представителями разных институций. Поговорят о том, как пандемия изменила арт-рынок, о фетишах 2020 года — масках и перчатках, а также о юморе как панацее от всех потрясений. Cosmoscow Talks сосредоточены на том, как выживать и объединяться в условиях закрытых границ. Тут речь пойдет о дистанционном образовании в области искусства, дальнейшей судьбе ярмарок и галерей, а также о многом другом. В дополнение ко всему перечисленному — целая программа перформансов Открытых студий «Винзавода» и спецпроект с мультимедийным сервисом Okko, благодаря которому обладатели билетов на Cosmoscow смогут не только доплыть из Гостиного Двора до Музея Москвы на специальном корабле-кинотеатре, но и погрузиться в историю арт-рынка, прослушав видеолекции из онлайн-курса Фонда Cosmoscow. Сам маршрут не случаен: в музее сейчас впервые проходит ярмарка — сателлит Cosmoscow под названием blazar. Удивительное рядом: во времена турбулентности число ярмарок искусства в Москве только растет!