18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Люксембурге открыто новое хранилище произведений искусства

В Люксембурге 17 сентября торжественно открылся девятый в мире «фрипорт» — крупное хранилище произведений искусства. Событие собрало 400 VIP-персон мирового арт-рынка, большинство из которых отбиралось организаторами по длине языка последующего «сарафанного радио». В новейшем здании за €55 млн многие видели повторение футуристической архитектуры сингапурского фрипорта, но итальянские архитекторы проекта взяли за образец советские дворцы молодежи конца 1970-х — с массивными лестницами и барельефами на всю стену. Мероприятие почтил присутствием сам великий герцог Люксембургский, а также представители правительства — премьер-министр и министр финансов страны. Справедливости ради отметим, что для коллекционеров, желающих отныне разместить культурные ценности в пределах герцогства, существуют небольшие ограничения, не упомянутые большинством СМИ «по горячим следам» пресс-релизов. Сегодня, спустя две недели после начала работы фрипорта, остановимся на них подробнее.

Что такое Люксембург, с точки зрения экономически подкованного человека? Это территория с особым налоговым режимом, проще говоря, офшорная зона. Однако зона европейская и весьма статусная, 80% финансовых арт-фондов (в том числе китайских) имеют люксембургскую прописку. Здесь же расположен головной офис финансового аналитика Deloitte, три года назад открывшего подразделение Deloitte Art Finance для работы с инвестициями в искусство. Люксембургский фрипорт по определению не должен был стать исключением, обеспечивая доступ к произведениям искусства, находящимся на хранении, в режиме свободной налоговой зоны (знакомой нам по duty free), то есть беспошлинно ввозимым и вывозимым.

Однако на презентации большинство приглашенных ожидал сюрприз. Оказалось, что хранилище попало под люксембургское законодательство, обеспечивающее 0% VAT при импорте, но 15% VAT при желании экспорта ввезенного предмета искусства. Правда, это касается лишь экспорта в страны Евросоюза, нормам которого Люксембург настойчиво склоняют соответствовать. Добавим, что с 1 января 2015 года ожидается введение 6%-ного налога на импорт предметов искусства, однако он также касается Европейского Союза. На развивающиеся страны, к которым принято относить Россию, проценты не распространяются.

Что же склонило к размещению фрипорта именно в Люксембурге Ива Бувье, инвестора и совладельца аналогичных хранилищ в Женеве, Цюрихе и Сингапуре (с более благосклонным налогообложением)? И почему к моменту открытия было выкуплено до 60% площадей? Очевидно, причина — в использовании фрипорта и хранимых ценностей в качестве входного билета в люксембургскую финансовую тусовку. Причем понимает это как руководство страны (сигнализируя об этом обилием титулованных особ на открытии), так и Deloitte, по слухам также вложившийся в создание хранилища. В сумме они донесли очень четкий месседж: «Храните искусство и параллельно занимайтесь бизнесом на нашей территории. За вывоз придется заплатить, но вы ведь не станете этого делать, верно? Вас ведь интересует наше упрощенное налоговое законодательство». Несогласных на открытии не нашлось. Тем более что сегодня произведение искусства все чаще переживает смену владельцев, при этом физически оставаясь в арендованной на долгое время ячейке. А сделки по покупке-продаже художественных ценностей, совершенные на территории фрипорта, налогом по люксембургскому законодательству не облагаются, равно как и временный вывоз работ на выставки. Так что продавайте и владейте! Но храните в пределах страны.

Статистически новый фрипорт выглядит так: общая площадь 22 тыс. м2, площадь ячеек 15 тыс. м2, 8 просмотровых комнат, максимальный срок хранения (опять же по законодательству герцогства) 29 лет, стоимость от €2 в день за минимальную ячейку. Из эксклюзивных особенностей стоит выделить двери размером 4х4 м, что делает доступным хранение дорогостоящей габаритной скульптуры и инсталляций; расположение хранилища в пределах люксембургского аэропорта, что сводит логистику предметов искусства (по статистике, чаще всего повреждающихся именно во время транспортировки) к минимуму и наличие дружественной авиакомпании CargoLux, позволяющей оформить все виды документации в пределах одного кабинета фрипорта.

Подводя итог, можно сказать о том, что с появлением фрипорта экономика искусства вступила в новый этап — создания all-in-one-сервисов, которые объединяют эстетические и повседневные нужды состоятельного человека — иными словами, искусство и деньги под одним присмотром.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+