Необходимость такого списка, шпаргалки для ориентации в новых именах, очевидна: в Москве идет Биеннале молодого искусства, впервые состоялась молодежная ярмарка blazar, галеристы и аукционисты охотятся за восходящими звездами и свежие имена фигурируют в любой большой выставке. Кто они, новые герои? The Art Newspaper Russia при участии экспертов и жюри изучила вопрос и составила топ-50 молодых российских художников до 35 лет.
Образование: Институт проблем современного искусства (Москва, 2009)
Награды, достижения: лауреат Премии Кандинского в номинации «Молодой художник» (2009), в номинации «Проект года» (2019)
Персональные выставки: Collezione Maramotti (Реджо-Эмилия), Московский музей современного искусства (Москва), Региональный археологический музей Антонио Салинаса (Палермо), Музей современного искусства Антверпена (M HKA) (Антверпен), Мультимедиа Арт Музей (Москва), Творческая мастерская С.Т.Конёнкова (Москва). Единственный российский участник Manifesta 11 (Цюрих, 2016)
Чем занимается: скульптура, инсталляция, найденные объекты
В этом рейтинге, пожалуй, нет другого такого автора, чтобы настолько чурался постороннего, чужого взгляда и оценки. Тем не менее Евгения Антуфьева стабильно ставят во главе рейтингов многообещающих художников. Потому что его мир неотвратимо притягателен. Антуфьев не создает более-менее прельстительные образы, резонирующие с реальностью, — нет, он служит проводником к реальности иной, потаенной и скрытой. Здесь автор как медиум. И «многообещающий» — это больше не про карьерную перспективу, это об авторской поэтике. Референтом искусства Антуфьева является тайна. Вместо банального потребления зритель вовлечен словно в магическую практику, где обереги, амулеты, тотемы, а не «арт-объекты» и где не «инсталляция», а святилище (не взаправду, но близко). Почти как в мистериях: то, что ты видел, что или кто тебе пытался нечто сообщить, показать, объяснить — пусть это останется недопонятым, непонятным, но на белый свет из белого куба ты выходишь преображенным. На чуточку — но и это уже много.
Образование: Краснодарский государственный университет культуры
Награды, достижения: лауреаты премии «Инновация» в номинации «Региональный проект» (2014), Премии Кандинского в номинации «Проект года» (2017). Основатели Краснодарского института современного искусства
Персональные выставки: Московский музей современного искусства, галерея XL
Чем занимаются: объект, инсталляция, тотальная инсталляция, паблик-арт, графика
«Зипы́» поражают сочетанием, казалось бы, малосочетаемых качеств — удали и деловитости, притом что деловитость только и сообщает их экспансивности форму и направление. Удаль зовет в романтическое “Dahin! Dahin!”, деловитость требует обозначить пройденное хотя бы какими-то вехами — отсюда возникает эстетика «из г..на и палок», с которой «зипы́» наскоро, эскизно, борзо метят собственные достижения. А достижения не в том состоят, что мы тут, дескать, что-то построили или поставили, — достижения наши в том, что мы придумали, мы осмыслили, мы могли бы и можем, когда будет время, вернуться к этому вопросу, — ну а пока, извините, труба зовет! «Освоение пространств» — так, наверное, должна называться такая стратегия. Чтобы подразумевался и жанр инсталляции, и скоропалительный паблик-арт, и горизонтально-географический размах деятельности — от Владивостока до норвежского Тромсё, и вертикально-иерархический размах тоже (из облупленной мастерской в цеху бывшего завода ничтоже сумняшеся в галереи и музеи). Примерно так казаки завоевали Сибирь, куда теперь «зипы́» ездят с выставками. А дальше есть Европа, всякие заморские страны, и бог знает что еще упадет под копыта кубанских конкистадоров. Души прекрасные порывы и круговорот затей засасывают людей — появляются более-менее химеричные институции и организации вроде Краснодарского института современного искусства. Эскизы, проекты, утопии — со времен «бумажной архитектуры» не было, кажется, в русском искусстве такого, чтобы проектирование столь успешно выдавалось за результат.
Образование: Колледж дизайна Московского художественно-промышленного института (Москва, 2010); Институт проблем современного искусства, курс «Новые художественные стратегии» (Москва, 2012)
Награды, достижения: лауреат премии «Инновация» в номинации «Новая генерация» (2016); финалист Премии Кандинского в номинации «Молодой художник» (2017); обладатель спецприза Французского института в Санкт-Петербурге (Премия Курехина, 2013) и спецприза Future Generation Art Prize (Victor Pinchuk Foundation, 2014)
Персональные выставки: Музей современного искусства Антверпена (M HKA) (Антверпен)
Чем занимается: объект, видео, инсталляция
Первая же выставка, с которой безвестный молодой автор громко заявил о себе, называлась «Без названия» («Война»). С тех пор слово «война» можно приставить — в скобках — как будто к любому его проекту, и это кардинально меняет смысл увиденного. Например, как в показанном Асланом Гойсумом в Стеделейк-музее в Амстердаме, казалось бы, анекдотическом видео «Волга», где три семьи (очевидно, беженцы) пытаются упаковаться в белый ГАЗ-24. И напротив, вроде бы жестко контекстуальные вещи наподобие представленной на Manifesta 10 инсталляции «Элиминация» (подсвеченные ворота в дырах от пуль; ныне в собрании Эрмитажа) способны говорить о какой-то общей, универсальной беде и тревоге.
Образование: Школа современного искусства «Свободные мастерские» (Москва, 2007); Институт проблем современного искусства (Москва, 2008)
Награды, достижения: стипендиат Фонда Иосифа Бродского (2017)
Персональные выставки: ART4 (Москва), галерея «Триумф» (Москва)
Чем занимается: графика, живопись, инсталляция
Можно торчать и от Мары Кагол, и от Реи Кавакубо разом, не противоречиво сотрудничать с панк-рокерами и именитым люксовым брендом. Потому что, в представлении Алисы Йоффе, художнику так и положено: возвышаться над, откуда дихотомии типа «коммерческое — некоммерческое», «панки — буржуазия», «хорошо — нехорошо» будут видны будто в китайской параллельной перспективе. Композиционно это, кстати, и напоминает китайские панорамы — или египетские фризы, где одно за другим по непонятной связи: ее соображения по разным поводам, чересполосица экспрессивных, недооформленных, будто эмбрионы, черно-белых образов — только не в формате блокнотных записей или почеркушек, а сразу размером со стену.
Образование: Краснодарский государственный университет культуры и искусств (Краснодар, Блохин — 2010, Кузнецов — 2011)
Награды, достижения: лауреаты Премии Кандинского в номинации «Молодой художник» (2010, поделили с Таисией Коротковой); финалисты Премии Кандинского в номинации «Проект года» (2013, 2015); обладатели спецприза Arte Laguna (Венеция, 2016)
Персональные выставки: павильон России на Венецианской биеннале (Венеция, 2017), параллельная программа Венецианской биеннале (Венеция, 2015), Мультимедиа Арт Музей (Москва), Музей современного искусства PERMM (Пермь), галерея «Триумф» (Москва)
Чем занимаются: скульптура, объект, мультимедиа
Как от курортников после отдыха на югах ждешь персиков в авоське или дынек штучки две-три (не чтобы насытиться — куда там, лишь причаститься), да и сами курортники тащат куски южной плоти сквозь тысячекилометровые расстояния, чтобы еще разок окунуться в благостное, отрадное, пусть и только в представлении, — примерно так же ждут и принимают в столицах художников «южной школы», будь то Ростов, Краснодар, Киев или Одесса. В предвкушении, что где-нибудь что-нибудь будет вкусно выпирать и круглиться боками. Так приняли и ждут чего-то до сих пор от «ресайклов» — за тот первый отсвет безмятежного классицистского солнца. А по правде, кэмп, он и есть кэмп.
Образование: Воронежский государственный педагогический университет, художественное отделение (Воронеж, 2008)
Награды, достижения: неоднократный стипендиат грантовой программы Музея современного искусства «Гараж». Соучредитель Воронежского центра современного искусства
Персональные выставки: Музей современного искусства PERMM (Пермь), Московский музей современного искусства (Москва), галереи Marina Gisich Gallery (Санкт-Петербург), Knoll (Вена — Будапешт), Diehl (Берлин)
Чем занимается: скульптура, живопись
Если взять Джеффа Кунса, или Марка Ньюсона, или даже замахнуться на Жоана нашего Миро и дать как следует люлей (не авторам, конечно — произведениям) — до потери облика, до неузнаваемости, да попрыгать на них, да еще пройтись сверху красками из баллончика — выйдет нечто похожее на «полуабстрактный экспрессионизм» скульптора Ивана Горшкова. И надо признать, что полуабстрактные персонажи Горшкова из мятого металла, глины, гипса, тряпок, палок, ваты и прочего выглядят живее и веселее классиков. Нарочитая бесформенность, аляповатость тут вроде палимпсеста, где за якобы безыскусностью скрываются намеки на отвандаленную воронежским художником модернистскую — и не только, далеко не только — пластическую традицию. «Фонтан всего» называлась прошлогодняя персоналка Горшкова в Москве. Хаотическое нагромождение именно всего-всего: скульптуры, видео, живописи. В заголовке сразу и метод творчества излагался, и результат — «Сад земных наслаждений» в формате (не)детской площадки.
Образование: Московский педагогический государственный университет, художественно-графический факультет (Москва, 2008); Школа современного искусства «Свободные мастерские» (Москва, 2008); Институт проблем современного искусства (Москва, 2009)
Награды, достижения: лауреат Премии Кандинского в номинации «Молодой художник» (2015); стипендиат Фонда Иосифа Бродского (2016), грантовой программы Музея современного искусства «Гараж» (2016)
Персональные выставки: галерея Artwin Gallery (Москва), Центр современного искусства «Заря» (Владивосток), Государственный музей искусств им. Кастеева (Алма-Ата)
Чем занимается: перформанс, коллаж
Монотонные перформансы Ольги Кройтор просты и лаконичны и доступны пониманию самой широкой публики. Они еще и длятся дай бог — так что практически невозможно что-либо упустить. Отвлекаясь от мрачного содержания конкретных перформансов, в целом выходит очень friendly. Можно поставить Ольгу Кройтор — будет стоять. Можно положить — будет лежать. Если подвесить — будет висеть. На колени ее, коленями на соль — станет терпеть часами. Жертвенную, подчиненную эстетику выматывающих, на самоистязание, представлений подчеркивает хрупкость экстерьера художницы. Именно к такой — беззащитная, вся в белом, глаза в далекое никуда, сама отрешенность — хочется подойти и плевать ей в лицо на протяжении получаса. (Выше описаны перформансы «Точка опоры», «Без названия», «Преодоление/The Overcome», «Вина» и «Между».) Перформансы в практике Кройтор выгодно оттеняют ее интерьерные работы, коллажи и печатная графика, где сказывается худграфское происхождение автора.
Образование: Российский государственный педагогический университет им. Герцена (Санкт-Петербург, 2006); Школа Родченко (Москва, 2011); Государственная академия изящных искусств (Амстердам, 2018)
Награды, достижения: лауреат Премии Кандинского в номинации «Молодой художник» (2011); финалист Премии Кандинского в номинации «Проект года» (2017, 2019); лауреат Премии Курехина в номинации «Лучший медиаобъект» (2015)
Чем занимается: видеоперформанс
Премию Кандинского в 2011 году Полина Канис получила за визуальный каламбур, шутку (разумеется, к тем ее «Яйцам» были добавлены разные интерпретации и смыслы, но жюри, как представляется, проголосовало именно за легкость, свежесть и незамысловатость). В дальнейшем, однако, градус веселья и легкости только снижался. Так что теперь можно лишь надеяться, что у Полины Канис не вызовет отвержения факт, что она попала в компанию топ-10. Потому что любые коллективы в ее изображении нынче выглядят как тот еще пургаторий. Атмосфера мизантропических постановок Канис варьируется от звенящей пустоты Вильгельма Хаммерсхёя до ларс-фонтриеровского мрачняка, и, что держит эмоционально опустошенных героев Канис вместе — непонятно.
Образование: Московский авиационный институт (Москва)
Награды, достижения: лауреаты премии «Соратник» (2012)
Персональные выставки: Московский музей современного искусства (Москва), Мультимедиа Арт Музей (Москва)
Чем занимаются: объект, перформанс
Дуэт давно подвизается в жанре «Бим и Бом московского совриска» (Елисеев — черный, а Куковеров — ну почти рыжий). Панковали и несли псевдо- и околохудожественный вздор в массы, а затем словно бы некий доброжелатель шепнул доверительнейше на ухо: играть в ваше буриме друг с другом выйдет куда благодарнее, если учитывать зрителя — чтобы тот понимал, в чем игра. Ирония по поводу разнообразных моментов художественной кухни у «ЕлиКука» не снисходительна, не сбоку и тем более не свысока идет. Наоборот, эта рефлексия программно, по-детсадовски, наивна. Инсталляции выглядят как квест, а объекты — как тренажеры для развития мелкой моторики. И перед всякими разветвленными сложностями и хитросплетениями изобразительного искусства даже приятно чувствовать себя равноправным дураком с этими двумя, ухмыляющимися в сторонке.
Образование: Уральский государственный университет, философский факультет
Награды, достижения: финалист Премии Кандинского в номинации «Молодой художник» (2014, 2019); лауреат Премии Курехина в номинации «Искусство в общественном пространстве» (2013); финалист Премии Курехина (2011, 2012, 2018); лауреат премии (первый лауреат) ярмарки Cutlog (Нью-Йорк, 2013)
Чем занимается: стрит-арт
Борьба с материалом и овладение им — необходимая часть любого artis. В стрит-арте, помимо сопротивления материала, приходится иметь дело с сопротивлением чужой воли — городских властей и прочих. Так что вызов Маяковского «а вы могли бы?» звучит здесь особенно соревновательно. Истые уличные активисты упрекнут Тимофея Радю в том, что «флейта водосточных труб» у него слишком уж поэтична. Другим визуальная поэзия Ради может показаться только каламбуром — будто рекламный слоган и образ... Такова особенность стрит-арта: всем не угодишь, не музей, публика наивозможно пестрая. Однако и с той, и с другой стороны понятно, что хотел сказать автор. А жизнь постоянно подкидывает материал — на еще один моностих либо лозунг, и конца-краю не видно.
Уже за дипломную работу в Школе Родченко, апеллирующую к эстетике Годара, получил Премию Кандинского в номинации «Молодой художник. Проект года» (2013). Экспериментирует с современным киноязыком, используя в своих часто автобиографических фильмах разные приемы — это и найденные изображения, и съемки на мобильный телефон, и сложно выстроенные сюжеты.
Одна из немногих художников своего поколения, кому удалось до 35 лет выставиться в павильоне России на Венецианской биеннале (2017). Медитативные видеофильмы, вскрывающие нюансы человеческих отношений через язык тела и движения, принесли выпускнице Школы Родченко две премии — «Инновацию» (2014) и Премию Кандинского (2017) — в «молодых» номинациях.
Развивает начатую Ильей Кабаковым и кругом московского концептуализма тему авторов-персонажей. Так увлекся одним из своих персонажей — забытым нонконформистом Иосифом Гинзбургом, что (на время) принял его имя и объявил себя его сыном. Инсталляции, тексты, картины Яна — это отчасти пародия, отчасти критика, но больше всего признание в любви героям советского арт-сопротивления.
Члены «микро-арт-группы», родившиеся в городе Устинов (так, по имени позднесоветского политического деятеля, недолго назывался Ижевск), скрывают свои имена, но безошибочно узнаются по крошечному размеру их моделей вселенных, выложенных из песчинок и прочих элементарных художественных частиц. Микроскопические размеры при этом только подчеркивают величие замысла авторов по реконструкции исчезнувшей цивилизации города Устинов.
Претендует на то, чтобы быть не просто художником, но и теоретиком жанра, выступает как куратор, исследователь и преподаватель. Окончив Московский художественный институт им. Сурикова по специальности «станковая живопись», отучился в Институте современного искусства «База» Анатолия Осмоловского и сам с 2014 года возглавляет там кафедру живописи. Картины и инсталляции Ивана Новикова призваны открыть новые ресурсы в абстрактной живописи. Сооснователь центра «Красный» — некоммерческой площадки для молодого искусства на «Красном Октябре», член редколлегии «Художественного журнала».
«Меня вдохновляют постоянно тиражируемые пошлые и мещанские вещи. В них я вижу простые радости ежедневной рутины», — сказал художник в одном из интервью. В его творчестве (а это видео, фото, перформансы) мы видим во всей красе «эстетику электроуглей», где название родного города Романа Мокрова может служить именем нарицательным для многих маленьких населенных пунктов России. Кстати, Мокров первым ввел бренд «Немосква» — так называлась его дебютная выставка в Московском музее современного искусства (ММОМА). В числе сюжетов художника — свадебные ритуалы, традиционные семейные фото на фоне ковра, путешествие на электричке по окружной железной дороге, жизнь вокруг районного супермаркета. Выпускник ИПСИ и «Свободных мастерских» при ММОМА. Лауреат специальной премии «Инновация» (2012) и Премии Сергея Курехина (номинация «Лучший медиаобъект», 2014).
Выпускник и преподаватель Школы Родченко сделал себе имя как певец спальных районов, ужасов и радостей городских окраин. В его портфолио — истории серийных убийц, «Музей скейтбординга», громко названные «Анабасисом» прогулки из Ясенево в Чертаново. Использует весь современный арсенал медиа — от фото и видео до воркшопов и экскурсий, чтобы показать, что «всюду жизнь». Получил Гран-при «Серебряной камеры» (2011) и премию «Инновация» (номинация «Новая генерация», 2018).
«Дизайнер окружающей среды» по диплому, Шуваева энергично обустраивает художественные пространства, соединяя язык модернистской живописи и социальные сюжеты. Ее имя связывают как с новой самарской волной, так и с московским авангардным гнездом — мастерскими Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина. В 2013 году открыла квартирную галерею «Светлана», гостеприимно предоставив коллегам для выставок шкаф. В 2016 году стала «художником года» ярмарки Cosmoscow. В 2019-м получила специальный приз в рамках премии «Инновация».
Если верить журналу «Собака», то возникшая в 2013 году группа принадлежит к «самым знаменитым людям Петербурга». Члены мобильного объединения, состав которого не раз менялся, работают и сольно, причем в самых разных жанрах — от живописи и скульптуры до перформансов и хеппенингов, но прославились коллективными проектами. Креативное объединение вовлекает в свою орбиту других художников и двигает все современное искусство Петербурга (например, именно по их инициативе в городе прошли независимые арт-ярмарки).
«Русские ведьмы» — так прямолинейно называлась выставка трех российских художниц — Людмилы Барониной, Алины Глазун и Устины Яковлевой — в 2019 году в рамках ярмарки Art Basel в Базеле. Какое-то колдовство, несомненно, присутствует в том, что делает Яковлева. Длинные пряди не то волос, не то водорослей, корни деревьев, загадочные обереги, вышитые бисером, — все эти образы отсылают к архаичным ритуалам, к чему-то глубинно почвенному и тайно женскому. Выпускница худграфа Московского педагогического университета и ИПСИ (2009) всерьез увлеклась народным искусством и в последнее время осваивает азы ткачества у мастериц Архангельской области.
Сетевой магазин Megazin.biz, где все товары нарисованы художниками и ничего нельзя купить, агентство «Супостат», галерея одной работы, устроенная на велосипеде, загадочное «Движение Ночь» — только перечисление экстравагантных проектов, к которым одна или в соавторстве приложила руку Анастасия Рябова, дает представление о широте ее творческих амбиций и нежелании вписываться в рыночные рамки. За сайт Artists’ Private Collections, представляющий частные коллекции художников, в 2011 году она получила Премию Кандинского в позже упраздненной номинации «Медиаарт» и почетную среди художников премию «Соратник».
Выпускница Школы Родченко и философского факультета МГУ работает с разными медиа — это и фото, и акварели, и видео. Внедряет идеи волонтерства в художественную жизнь. Так, проект «Лучше хором», за который Екатерина Муромцева в этом году получила премию «Инновация» (номинация «Новая генерация», премия была разделена между всеми номинантами), стал результатом ее занятий искусством с обитателями дома престарелых в Тульской области.
Один из самых ярких в России представителей science art, художник-инженер из породы «безумных изобретателей». Его фантастические и абсурдистские мультимедийные приборы и устройства служат метафорами наших отношений с технологиями и научным прогрессом. Многократный участник фестиваля Ars Electronica, лауреат премии «Инновация» в номинации «Художник года» (2020), Премии Сергея Курехина (2013), международной премии Prix Cube (2014) и обладатель других наград.
Лидер российского активистского искусства, один из организаторов ежегодного уличного арт-фестиваля «Монстрация», за который в 2010 году получил премию «Инновация» (номинация «Региональный проект»). Спустя десять лет Артем Лоскутов опять стал лауреатом национальной премии за «Проект года» (премия была разделена между всеми номинантами). Автор видеофильмов, изобретатель техники «дубинопись» — живописи полицейскими дубинками.
Медиахудожник может похвастать тем, что получил не только российское художественное образование. Помимо Школы Родченко, он учился в шведской школе Gerlesborskolan, на факультете медиаискусств Венской академии, в легендарном Колледже Сент-Мартинс в Лондоне, а также в институте «Стрелка» в Москве. Сфера его интересов связана с искусственным интеллектом, Big Data, функционированием медиа. Все это он применяет, чтобы, например, объявить об изобретении нового цвета или виртуально «отреставрировать» античные памятники. Неоднократный номинант российских и международных премий, победитель грантовой программы «Искусство и технологии» Музея современного искусства «Гараж» в партнерстве с BMW Group Russia (2019).
Не только художница, но и композитор, создающая музыку к своим инсталляциям и видео. Выпускница Школы Родченко, Maskeliade Music School, ИПСИ, «Свободных мастерских» при ММОМА. Идеологию реди-мейда распространяет на такие вещи, как использование видеоигр и чатов (в видеоинсталляции Real Weapon альтер эго автора стал брутальный герой а-ля Данила Багров из фильмов Алексея Балабанова), звуки тату-машинки, стука соседей снизу по батарее, реакции прохожих на художественные интервенции. Создала оммаж Вадиму Сидуру и району Перово на выставке «Рингтон» (2020) в Музее Вадима Сидура. Обладательница специального приза Французского института на премии «Инновация» (2019).
Художница могла бы сама прочитать лекцию о своем творчестве, возведя его к абсурду дадаистов, зауми и леттризму, добавив параллели с культурой советских детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки», ведь она окончила МГУ как искусствовед. Но ее насмешливые объекты говорят и сами за себя, воспевая и развенчивая девичьи фетиши, соблазняя пушистостью и мимишностью, но пряча за инфантильностью феминистские булавки.
Редкий случай, когда работы современного художника так виртуозны, многодельны и сложно устроены, что вызывают ассоциации со средневековыми манускриптами или старинными атласами растений и животных. Именно таковы акварельные композиции Тани Пёникер, населенные сонмом странных героев. Дебютировав в 17 лет в программе «Старт» на «Винзаводе», художница мгновенно попала под прицел коллекционеров, ведь такие прирожденные рисовальщики и фантазеры (прибавьте к этому МГИМО и ИПСИ в анамнезе) и вправду появляются нечасто.
Художник, куратор, активист, одна из самых заметных фигур современной арт-сцены Нижнего Новгорода. Прославился инсталляцией (в соавторстве с Алексеем Корси) «Сад имени» в частном крематории Нижнего (2019), предлагающей новый подход к мемориальным ритуалам. Организатор фестиваля уличного искусства «Новый город древний», составитель карты стрит-арта Нижнего Новгорода. Обладатель Премии Credit Suisse и Cosmoscow для молодых художников (2017). Отмечен премией «Инновация» (2018) как куратор в номинации «Региональный проект» за выставку «Обратно домой», посвященную сохранению квартала деревянной исторической застройки.
Чтобы добиться успеха, Асе Маракулиной можно было бы и не искать никаких новых форм: ее тонкой и качественной графики, городских ведут и карт, было бы достаточно. Но ее не прельстил путь, который сулил диплом «художника-постановщика мультипликации» в СПбГУ, и она выбрала «современную» карьеру (не без помощи института «Про Арте»), а это непременные видео, инсталляции. Впрочем, и из простого рисования можно сделать перформанс, а атмосфера Петербурга способствует тому, что и иллюстрации к книге о Джакомо Кваренги могут стать откровением.
Видеохудожник, куратор. Выпускница Московского государственного университета культуры и искусств и Школы Родченко. Экспериментирует с кино, видео и различными телевизионными форматами, часто выступая персонажем своих работ. Совместно с Дмитрием Венковым и Валентином Дьяконовым сняла «ночное» телешоу о современном искусстве «Невремя» (2014). Была куратором выставки «Свежая кровь» (2016) на «Винзаводе», исследующей феномен рейв-культуры. Победитель фестиваля сверхкороткого метра ESF’13. Лауреат премии «Инновация» (2013, совместно с Дмитрием Венковым).
Называет то, чем занимается, «биоартом». До того как стать художником, Илья Федотов-Федоров мечтал быть генетиком и зооинженером. Использует в искусстве приемы и метафоры из мира науки, вдохновляется музеями естественной истории и самими формами презентации научного знания (витрины, гербарии, графики, энтомологические коллекции). В некоторых работах обращается к тому, что можно назвать «эстетикой микроскопа». Окончил «Свободные мастерские» при ММОМА. В 2018 году получил специальный приз «Инновации» в номинации «Новая генерация».
Бесстрашная активистка, прославившаяся часто многодневными и изнурительными уличными перформансами, многие из которых заканчивались в полиции. Выпускница Литературного института им. Горького («поэзия») и «Свободных мастерских» при ММОМА. Своими акциями привлекает внимание общества — да что там! просто взывает и вопит о проблемах заключенных, правах женщин и людей с ментальными расстройствами (проект «Психоактивно»). В 2019 году вместе с единомышленниками создала иммерсивный документальный театр «Груз 300». Ведет семинары по акционизму и арт-активизму.
Окончила Нью-Йоркскую школу изобразительных искусств и Колумбийский университет. Все уже сделала история — и в ней большие художники, — остается только понять и принять и, может, похихикать над претензиями модернизма ХХ века, добавив капельку идиотизма в модернистский пафос. Дарья Иринчеева выставляется за рубежом, а на родине ее редко видят (хотя у нее была персональная выставка в MMOMA в 2019-м). Непонятно, как и почему ее объекты, скульптуру, инсталляции ценят «там» — ну и слава богу, пусть ценят, — но ирония выглядит очень здешней, здесь легко считываемой.
Металлистка из «Мухи» (Художественно-промышленная академия им. Штиглица, Санкт-Петербург) работает, понятное дело, с металлом, да и вообще предпочитает простой, четкий материал (если не металл, то, например, уголь), создавая ясные абстрактные композиции (может, и с неочевидным смыслом). Когда же захочется кузнецу (как будет феминитив от «кузнеца»?) высказаться иначе, возникает графика, тоже очень структурная, либо интерьеры а-ля Марсель Бротарс, где черным по белому текст сообщает об экзистенциальных переживаниях.
Выпускница Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии сделала себе имя на серии каминных головок вождя мирового пролетариата, загримированного под героев современного масскульта. Запоздавший соцарт (использование изображений Ленина так и сяк) вообще связан с розысками в советском прошлом (опыта которого художница, понятное дело, лишена — тем не менее) и в постсоветском прошлом тоже. В результате фетиши разных времен, дожившие до настоящего, оказываются впаянными в одну и ту же окаменевшую память (серия «Актуальный янтарь»), складываясь в абракадабру опостылевших или сентиментальных образов.
Поучившись на факультете журналистики Уральского федерального университета в Екатеринбурге, продолжил образование в столице — в «Свободных мастерских» при ММОМА и Школе Родченко. Несколько раз номинировался на Премию Курехина: номинация «Искусство в общественном пространстве» (2013, 2015), номинация «Фестиваль современного искусства» (2018) за Фестиваль партизанского уличного искусства «Карт-бланш». Заслужил персональную выставку в MMOMA (2018). Стрит-артисты делятся на тех, кто сразу хочет смазать карту будня, и на ноль. Оттого высказывания hic et nunc устаревают быстро — их либо закрашивают, либо проходит злоба дня. ПТРК попробовал себя в интерьерном, музейном, формате, но ценится все-таки как художник «чистого воздуха». Видеоперформанс «Пох.й, пляшем» на музыку хачатуряновского вальса из «Маскарада» принадлежит к числу наилучших образов умонастроения современной России.
Выпускник Школы Родченко, обладатель первого приза на конкурсе World Press Photo в номинации «Постановочный портрет, серия» (2014), финалист Премии Кандинского в номинации «Молодой художник» (2017) выставляется в галереях Москвы, Берлина, Рима, Мехико. Сжег деревню — для красоты фотопроекта, и все страшно возмущались, допустимо ли сжигать жилье, хоть и бывшее, покинутое, ради эффектной постановки. (А когда главную фотопремию мира получил, все это пропустили.) Жуткие картинки зажившегося прошлого, висящего пудовой гирей на настоящем, пугают, раздражают, злят, не дают забыться, леденят кровь — выбирайте, как воспринимать Ткаченко, равнодушным он все равно не оставляет.
Граффитист ушел с улицы в мастерскую и теперь на компьютере рисует хипповский поп-арт конца 1960-х — как если бы эстетику Yellow Submarine стали воспроизводить в Советском Союзе на пропагандистских брандмауэрах. Выходишь из поезда на Ленинградском вокзале — тебя встречает панно Аске. Также работает для МТС, Nike, Red Bull, Reebok, Sony PlayStation. Сотрудничает с галереей Ruarts.
Выпускница факультета графических искусств Московского государственного университета печати им. Ивана Федорова (2007) и Школы Родченко (2017). Номинировалась на премию «Инновация» (номинация «Новая генерация», 2016). На мифологию русской сказки примеряется будто опухший с бодуна русский сюр: борис-кустодиевско-борис-григорьевских статей художница выступает героиней своих видеоперформансов. А еще рисует и поет. И лепит, такое лепит… Эпитет «сказочная» — о Подкорытовой тоже.
Окончил Московский архитектурный институт и Школу Родченко, лауреат премии «Инновация» в номинации «Новая генерация» (2020). Весьма разнообразный автор, проявлявший себя и в объекте, и в скульптуре, и в инсталляции. А недавнюю награду, «Инновацию», розданную всем, кого не забыли выдвинуть, получил совместно с Артемом Филатовым за макабрический «Сад имени» во внутреннем дворе нижегородского частного крематория, где Алексей Корси отвечал за аудиальную часть проекта.
Окончила Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (2009) и ИПСИ (2015). «Центральной темой работ Марии Агуреевой является исследование телесности», — сообщает Википедия. Собственной ее телесности — уточним для ценителей. Объекты — слепки с потаенных женских мест, знаменитый фотопроект в псевдосталинской эстетике, эксгибиционистский перформанс на «Винзаводе» — это все она, без дублеров.
Окончила филологический факультет Новосибирского государственного университета и Школу Родченко. Лауреат Премии Кандинского в номинации «Молодой художник» (2019). Темы Альбины Мохряковой все правильные, остроактуальные: феминизм, постправда, насилие как природа маскулинного… Перформансистка, ползавшая на выставке перспективной художественной молодежи на четвереньках, повиливая задом в обтягивающем платье — что должно было означать униженное положение молодых художников, далеко пойдет.
Выпускник Алтайской государственной академии искусств и культуры в Барнауле дошлифовывал образование в московском ИПСИ. Сооснователь и куратор московской галереи «Электрозавод». Соавтор исследовательского проекта Expedition. Отметился персональной выставкой в MMOMA (2020). Археология памяти, личной и социальной, вывела скульптора Филиппова из города в чисто поле. Там скульптура стала ленд-артом, а поиск собственного слова в искусстве обратился в полуэтнографические экспедиции по регионам и работы, которые живьем удавалось видеть мало кому, — после чего, правда, остаются документальные видео, благодаря которым мы все-таки можем быть в курсе, чем же занят художник.
За плечами у Зины Исуповой — киевская средняя художественная школа им. Шевченко (2013) и Школа Родченко (2017). Политически и социально отягощенный, тяжелый эмоционально, живописный фотореализм она сменила на содержательно по-прежнему тяжелые, но все-таки полегче политические и социальные коллажи и объекты. Киевская школа восхитительна, особенно когда изображает замысловатость.
Кирилла Макарова, выпускника Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. Штиглица (2011), сравнивают то с Питером Дойгом, то с Александром Арефьевым — в общем, большая надежда (уже лет десять как минимум) отечественной фигуративной живописи. Если бы в составлении этого рейтинга участвовали петербургские коллекционеры, Макаров забрался бы намного выше.
У художника обширный бэкграунд: он учился в Омском художественно-промышленном колледже, ГИТИСе, Школе Родченко. У несостоявшегося сценографа «весь мир театр», а Федоричев этому хаосу только подбирает задник (а может еще и музыкальное сопровождение). Экспрессивная (полу)абстрактная «живопись жеста» в исполнении ученика Сергея Браткова становится сhanson de geste — героическим эпосом, многомерным коллажем в духе раннего Раушенберга.
Брызжущий анархистской инициативой уральский дуэт, носящий фамилию изобретателей независимого российского паровоза, бесконечно изобретает новые формы: галерея, группа, фестиваль, еще фестиваль, фонтан, еще… Особое признание экспертов заслужил «Акцион „Кости“» выпускников Нижнетагильского государственного социально-педагогического института, уморительная игра в ценообразование на рынке провинциального совриска.
Училась на факультете журналистики Кубанского государственного университета (2010) и в Школе Родченко (2013). Могла быть журналисткой — те же темы были бы: коллектив, взаимо(не)понимание. Иронический «Набор революционера» — укомплектованный рюкзачок со всем необходимым для уличного протестанта — обозначил яркий политический интерес, впоследствии, однако, исчезнувший. Продолжает трагикомические видеосюжеты и ваяет глумливые объекты из мрамора: банки, бутылки и прочий треш.
Окончил Московский государственный институт международных отношений и Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Квалификацию в современном искусстве повышал в Открытой школе «Манеж/МедиаАртЛаб». Персональные выставки художника прошли в ЦВЗ «Манеж», Музее Вадима Сидура. Перформансы, пропущенные через фильтры разных медиа — аудио или видео, нередко рождают вопрос: «А что это сейчас было?» Алексей Таруц не предлагает простых и однозначных интерпретаций своих выступлений, а целью художнической стратегии считает создание событий, сопровождающих уникальный опыт, а не встречу в белом кубе с банальной художественной продукцией.
«Основы государственной молодежной политики» утверждают, что «молодежь — социально-демографическая группа… лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях… до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники)». Можно немного подвигать возрастную шкалу. Есть, например, возраст “younger than Jesus” («моложе, чем Иисус») — такой был заголовок у первой молодежной триеннале нью-йоркского Нового музея в 2009 году. Условие «до 36 лет» выдвигают вполне авторитетные институции, когда надо отделить молодежь от немолодежи, чтобы раздавать премии и гранты. Возрастной рубеж как будто понятный, общепринятый. Высшее образование, например, больше не получить на общих основаниях, если ты старше. То есть хорош учиться — давай уже покажи себя!
Со стороны, конечно, глупо выглядит эта формальность. Ну что такое 35 лет?! В этом возрасте можно оставаться подающим надежды художником — но можно и вполне состояться. В этом возрасте можно фактически завершать карьеру — ввиду следующего, 37-летнего рубежа, о котором расскажут Рафаэль, Караваджо, Ватто, ван Гог… Оценки «созрел», «успешен», «на многое горазд» неминуемо прозвучат вкусовщиной. Начни мы рассуждать о том, реализовался ли в свои 35 художник А. больше, чем художник Б. в свои 26, — и мы погрязнем в непролазном, необъяснимом субъективизме.
Поэтому критерий ≤ 35 — и баста!
Nec sutor ultra crepidam — не лезь туда, где не петришь. Поэтому мы обратились к людям, кто в вопросе разбирается точно. Преподаватели, кураторы молодежных программ, арт-критики — те, для кого молодежь — тема, проблема и благодатный материал. Первый призыв сформировал для нас пул экспертов. Эксперты называли в числе своих кандидатов кого и сколько хотели (поисковые системы определили далеко не всех). Далее список фильтровал и дистиллировал следующий пул специалистов — жюри.
Эксперты и жюри подбирались по-селекционерски аккуратно, бережно. Так, чтобы были представлены все важные образовательные учреждения: «База», ИПСИ, Школа Родченко. И чтобы музеи были — непременно те, что работают с молодыми. И галеристы, известные своим интересом к молодым авторам, чтобы тоже были обязательно.
Выбор экспертов был анонимным, голосование жюри тоже. Место в рейтинге определялось простой суммой голосов. В конце концов, не венецианского дожа баллотировали, а только спросили людей сведущих насчет их фаворитов в категории ≤ 35: кто будет, чем сердце успокоится? Вроде бы всё по-честному.
Эксперты
Марина Бобылева — куратор, член экспертного совета Московской международной биеннале молодого искусства
Катрин Борисов — галерист, куратор, галерея Ruarts
Дмитрий Ветров — галерист, куратор, галерея «Основа»
Екатерина Винокурова и Анастасия Карнеева — коллекционеры, основатели Smart Art
Сергей Гуськов — журналист, художественный критик
Екатерина Лазарева — историк искусства, куратор, Музей современного искусства «Гараж»
Александра Лекомцева — продюсер, аукцион Sample и ярмарка blazar
Владимир Логутов — художник, куратор Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина
Лизавета Матвеева — куратор основного проекта VII Московской международной биеннале молодого искусства
Екатерина Новокшонова — куратор, директор Музея Вадима Сидура (в составе Московского музея современного искусства)
Андрей Паршиков — куратор фонда V-A-C
Александра Рудык — главный редактор журнала «Диалог искусств», член экспертного совета Московской международной биеннале молодого искусства
Лиза Савина — куратор, продюсер, Фонд культурных инициатив Sparta
Ирина Саминская — руководитель проектов Фонда поддержки современного искусства «Винзавод»
Артем Филатов — художник, куратор проекта NEMOSKVA
Аристарх Чернышев — художник, преподаватель Московской школы фотографии и мультимедиа им. Родченко
Стас Шурипа — художник, ректор Института проблем современного искусства
Жюри
Сергей Братков — художник, преподаватель Московской школы фотографии и мультимедиа им. Родченко
Ирина Горлова — руководитель отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи
Анастасия Митюшина — куратор, Музей современного искусства «Гараж»
Алексей Новоселов — комиссар VII Московской международной биеннале молодого искусства, замдиректора Московского музея современного искусства
Владимир Овчаренко — основатель галереи Ovcharenko, аукционного дома Vladey и ярмарки Da!Moscow
Милена Орлова — главный редактор The Art Newspaper Russia
Анатолий Осмоловский — художник, основатель института «База»
Николай Палажченко — представитель Art Basel в России
Алиса Прудникова — комиссар Уральской индустриальной биеннале, проекта NEMOSKVA, руководитель стратегических проектов ГМИИ им. Пушкина
Дмитрий Ханкин — куратор, сооснователь галереи «Триумф»
Ольга Шишко — куратор, заведующая отделом кино- и медиаискусства ГМИИ им. Пушкина
Над рейтингом работали:
текст: Константин Агунович, Милена Орлова
Азиза Тахирова, Светлана Янкина, Юлия Ибрагимова, Лена Авдеева