18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Архив Фаберже передан в Музеи Московского Кремля

Документы и личные вещи семьи завещала России правнучка великого ювелира Татьяна Фаберже

Музеи Московского Кремля объявили о том, что теперь владеют архивом Карла Фаберже. Архив поступил в музей согласно последней воле правнучки и исследовательницы творчества знаменитого ювелира — Татьяны Фаберже, скончавшейся во Франции в феврале этого года в возрасте 90 лет.

Из-за ограничений, связанных с пандемией, коробки с документами и памятными предметами доставили в Москву спецтранспортом из Швейцарии, где хранился архив, только в сентябре. Последние недели полтора десятка сотрудников музея занимались разбором и описью полученного. «Мы только прикоснулись к нему, — сказала хранительница коллекции Фаберже в Музеях Московского Кремля Татьяна Мунтян, — полноценное исследование еще не начато. Впереди много открытий. Это будет сложный и долгий процесс изучения».

Как сообщил на пресс-конференции спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, сыгравший важную роль в доставке архива в Россию, Татьяна Фаберже высказала своей душеприказчице пожелание, чтобы архив попал в Москву, стал государственным. Он выразил огромную благодарность МИДу и всем дипломатическим службам в Женеве за проведенную операцию по передаче дара, которая в текущих обстоятельствах была весьма сложной.

Директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина подчеркнула: «Мы чрезвычайно рады, что наш музей пополнился такой необыкновенной коллекцией, что архив попал не в частные руки, а в государственные и будет доступен исследователям». Министр культуры Ольга Любимова, в свою очередь, также выразила радость по поводу того, что крупнейшая государственная коллекция Фаберже пополнилась архивом семьи.

Входящие в его состав документы и мемориальные предметы охватывают период более 100 лет и отражают жизнь семьи Фаберже на протяжении всего XX века. Это дореволюционные документы, бумаги, относящиеся к первым советским годам, и гораздо более многочисленная часть, рассказывающая о жизни потомков Карла Фаберже в эмиграции. Также Татьяна Фаберже собрала большую тематическую библиотеку изданий ХХ и ХХI веков, посвященных наследию ее предка. В архиве есть и документы, касающиеся семьи Шереметевых, к которым она принадлежала по женской линии.

По словам Татьяны Мунтян, история рода после 1917 года изучена слабо, а полученные документы позволят пролить свет на этот этап. Как рассказала она нашему изданию, благодаря переданным ювелирным инструментам и подготовительным материалам стало очевидно, что члены рода Фаберже продолжали создавать изделия в фирменном стиле и в эмиграции, о чем раньше знали немногие.

Архив, состоящий примерно из 1,6 тыс. единиц, кроме фотографий и личных вещей Фаберже включает эскизы и модели ювелирных изделий, каталоги аукционов с пометками членов семьи о подлинности и провенансе вещей. Отдельно в музее отметили ценность фотоальбома, куда Карл Фаберже помещал фотографии готовых предметов. Некоторые снимки из этого альбома были известны исследователям ранее (их предоставляла для публикации Татьяна Фаберже), однако теперь музей получил альбом целиком. И наконец, в российских музеях появились портретные изображения самого Карла Фаберже — бюст работы Йозефа Лимбурга и живописный портрет, написанный сыном ювелира.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+