18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Instagram 10 лет: как приложение совершило переворот на арт-рынке

Instagram, который называют «новым большим арт-дилером», часто используется для привлечения внимания к торгам и помогает художникам и галереям продвигать свой бренд на международном уровне

Instagram, который запустили десять лет назад, изменил правила игры во множестве индустрий. Но как приложению удалось произвести переворот на арт-рынке, беззаветно преданном традиционным структурам и иерархиям?

По данным на 1 января 2020 года, Instagram ежемесячно привлекал почти миллиард пользователей, уступая в западном секторе социальных сетей лишь Facebook (2,6 млрд). Однако, согласно составленному Hiscox отчету о состоянии онлайн-торговли искусством за 2019 год, Instagram обошел Facebook и стал самым популярным в художественном мире каналом; подавляющее большинство респондентов ответили, что предпочитают использовать именно Instagram для того, чтобы знакомиться с новым искусством, подписываться на художников, следить за трендами и, в конце концов, находить работы, которые они хотят купить.

Легко понять, почему Instagram называют «новым большим арт-дилером»; аудитория в миллиард человек — это гораздо больше, чем то, о чем могут мечтать Christie’s, Sotheby’s или любая из галерей. Но Instagram предполагает скорее просмотр — или даже невнимательное проматывание, — чем покупки: он эффективнее всего в качестве «рекламного инструмента, помогающего пробудить интерес к торгам и другим событиям офлайн», — говорится в совместном отчете UBS и Art Basel о состоянии мирового рынка искусства. Это никоим образом не умаляет роли Instagram на арт-рынке: возможность говорить с заинтересованными людьми напрямую, в удобном и визуально эффектном формате дает как художникам, так и небольшим галереям и арт-консультантам возможность развивать свой бренд на международном уровне в один клик, не дожидаясь одобрения светил индустрии.

Но главная сила платформы заключается в культуре селебрити и инфлюенсеров. Искусство всегда было связано с богатством и роскошью, и Instagram подливает масла в этот огонь: так, в 2015 году актер Пирс Броснан выложил селфи с шезлонгом, выставленным на торги на Phillips; после этого арт-объект побил аукционный рекорд в категории предметов дизайна.

Instagram позволяет технологически подкованным художникам добиваться славы самостоятельно, продавать произведения на своих условиях и напрямую общаться с поклонниками и коллекционерами. Кого-то это избавило от нужды в посреднике — арт-дилере. В других случаях круг подписчиков художников может привлечь к ним интерес галерей, которые предлагают им сотрудничество и таким образом также получают доступ к их подписчикам. Канадская художница пакистанского происхождения Мария Камар (@hatecopy) собрала большую базу поклонников (около 200 тыс. человек), и в результате нью-йоркская Richard Taittinger Gallery пригласила ее в свой пул.

Так покупают ли люди в Instagram? Согласно отчету UBS и Art Basel, 61% опрошенных крупных коллекционеров сказали, что покупали искусство, выставлявшееся в приложении; в отчете Hiscox этот показатель достигает 75%. Никто не знает, что принесет следующее десятилетие, но на сегодняшний день, как говорится в заключении отчета UBS и Art Basel, сила Instagram — в его способности привлекать коллекционеров и формировать предпочтения. Но в том, что касается заключения реальных сделок, его эффективность ограниченна.

Впрочем, изменения, происходящие на арт-рынке под влиянием Instagram, не ограничиваются финансовыми аспектами. Платформу широко используют активисты, сообщающие о случаях расизма и сексизма, чтобы искоренить неэтичное поведение внутри индустрии.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+