18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В парке «Зарядье» играют в Пригова

Режиссер Александр Вартанов называет спектакль «Пригов. Азбуки» коллажем, в котором смешались реперформансы с повторением акций «Коллективных действий», архивные записи и живые декламации приговских текстов актерами Мастерской Брусникина

Фестиваль «Территория» и парк «Зарядье» представляют спектакль-прогулку «Пригов. Азбуки». Режиссер Александр Вартанов и актеры Мастерской Брусникина доказывают, что тексты художника и поэта Дмитрия Александровича Пригова (1940–2007), созданные на излете советской эпохи, ничуть не устарели, а придуманный им стиль декламации-перформанса, известный в художественных кругах как «кричать кикиморой», сегодня может стать востребованной психотерапевтической техникой.

Зрителей встречают на выходе из метро, раздают наушники и ведут прихотливой тропой по разным пространствам парка «Зарядье», то ныряя в подземный тоннель, то поднимаясь к самой верхотуре, под стеклянную кору, откуда открывается самый козырный вид на Кремль и храм Василия Блаженного. Часовой спектакль основан на «Азбуках» Пригова, настоящих энциклопедиях советской жизни. И хотя некоторые понятия и имена, почерпнутые автором из новостной повестки ныне пожелтевших газет, сегодня звучат архаизмами, сама идея безумного информационного потока, перечисления всего и вся, временами переходящего в нечленораздельные крики, — эта идея отлично работает и 40 лет спустя.

Режиссер Александр Вартанов называет спектакль коллажем. Часть его записана заранее — в наушниках звучит бодрый рэп, мы слышим голос самого Пригова, который рассказывает о своей жизни в Москве, голоса его друзей и коллег. Часть представляет собой такой модный жанр, как «реперформанс» — повторение некоторых акций группы «Коллективные действия», в которых принимал участие Дмитрий Александрович (именно так, по имени-отчеству, он предпочитал себя называть), и акций Prigov Family Group — семейного коллектива, возникшего в начале 2000-х. Но, пожалуй, самая впечатляющая часть — это живые декламации приговских текстов. Молодые актеры Мастерской Брусникина (Илья Барабанов, Василий Буткевич, Даниил Газизуллин, Мария Лапшина, Юрий Межевич, Эва Мильграм) показывают потрясающий диапазон владения этим искусством — от речитатива до каких-то шаманских магических заклинаний и песнопений, криков, всхлипов и молитв и той самой приговской «кикиморы» — звуков, играющих роль гудка, позволяющего выпустить эмоциональный пар.

Руководит шествием зрителей Милицанер (Сергей Чихачев), один из главных приговских героев, в фуражке, кирзачах и с полосатым жезлом. Он то подгоняет отстающих словами «Проходим, граждане!», то делает знак остановиться, чтобы на подземной парковке выслушать монолог Уборщицы (Марина Клещева) или понаблюдать за изнурительной экзистенциальной гонкой двух велосипедистов на набережной (они крутят педали на месте, на велотренажерах, перечисляя всевозможных «усопших»). Кульминацией прогулки становится диалог Милицанера с Небесными силами, происходящий как раз на холме, высшей точке парка, под стеклянным куполом. Эта готовая декорация подчеркивает заложенную в сцене иконографию мистического откровения, обычно получаемого героем на священной горе. Вообще, выбор места для постановки нельзя не признать весьма удачным. Оно ярче проявляет свойственный приговским текстам иронический пафос государственности, и в то же время спектакль дает новому парку нужную историческую перспективу. «Азбуки» — это часть специального проекта фестиваля «Территория» под названием «Живые пространства», посвященного как раз site-specific-искусству, то есть произведениям, созданным под конкретное место.

Важно и то, что зрители, как это теперь принято, вовлекаются в действие. Не хочется раскрывать все секреты, но каждый получает подарок. Мне досталось в качестве трофея такое стихотворение Дмитрия Александровича Пригова:

Артист — художник есть по сути

Чудовищное порожденье

Добротной человечьей сути

Он есть прямое вырожденье

А мещанин — он вечной жизни

Есть маленькое продолжение

Он не печется о великом

Оно само о нем печется.

Парк «Зарядье»
Пригов. Азбуки
21, 23–25 октября

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
7
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+