18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

ММОМА открыл выставку «Зазеркалье Павла Леонова»

На большой выставке в Московском музее современного искусства русский художник-самородок, один из самых известных отечественных примитивов, представлен как всеми уважаемый классик наивного искусства

Павел Леонов (1920–2011) — художник знаменитый, один из самых известных в родной стране и в мире наивного искусства. Московский музей современного искусства обладает внушительной коллекцией его картин — более 50 — и не раз показывал их на выставках. Провел и персональную — к 85-летию Леонова. Тогда художник был еще жив, жил в селе Меховицы Ивановской области, на выставку не приехал, потому что никогда за своими картинами, много по миру путешествующими, не выезжал. Умер он в 2011 году, 90-летним, познавшим международную славу, но только не в родном селе.

В документальном фильме Андрея Мурашова «Леонов из Меховиц» сын художника и односельчане решительно живопись Леонова осуждают: всё не как на самом деле, ничего на картинах изображенного и в помине нет. Самого Леонова тоже не одобряют: характер склочный. Он же себе цену знал, рассказывал в камеру, как к нему писатель-англичанин в гости приезжал и еще разные иностранные и важные люди, показывал дипломы, выданные за границей. Не гордился, а просто констатировал. И объяснял, что рисовать надо не то, что есть, а как оно должно быть. По фильму видно, как не правы скептики, говорившие, что Леонов, став знаменитым, начал писать именно так, как от него ждали искусствоведы. Такому упертому, в себе уверенному никто не указ.

Первым искусствоведом, открывшим Леонова в начале 1990-х, была Ольга Дьяконицына, тогда директор Московского музея наивного искусства. Потом его поддерживала и коллекционировала Ксения Богемская. Обе специализировались на примитивах, изучали и пропагандировали художников-самоучек, выстраивавших собственный идеальный мир, личную утопию. И ту и другую Леонов изображал на картинах, где, как и многие великие художники, льстил своим покровительницам.

Особенность Леонова: его утопия была дидактическая. Даже когда он писал цирк и зоопарк. В раннем, 1972 года, «Цирке» арена изображена вертикально, а зритель сидит за накрытым столом — так комфортнее. А зоопарк в виде разных зверей и птиц так или иначе появлялся почти в каждой картине. Родные Меховицы он писал с особым усердием не только ради назидания, но и для пропаганды. «Художники капиталистических стран» должны были увидеть на выставке, «что в Стране Советов такие построены дома в селе, такая имеется природа, что орлы с гор, а тетерева из леса прилетели в село. У нас в каждом доме парк, сад, масса птиц и все полезные насекомые...» (из письма Ольге Дьяконицыной). Леонов был советским человеком, даже когда породившая его страна исчезла с карты мира, и не желал преклоняться перед Западом. Человеком советским и русским, с трудной судьбой.

На выставке его картины решено показать в хронологическом порядке, но не по дате написания, а по сюжетам. Два десятилетия активного творчества художник писал сцены из собственной жизни, помечая изображенные события датами: «Леонов — зав. избой-читальней. 1937», «Автопортрет. 1942. Леонов П. в колонии в г. Поти, Грузия», «Венгрия. 1945 год». Он действительно побывал в конце войны в Венгрии; правда, что не раз сидел за мелкие проступки; много колесил по стране, работал где придется. Но вот «Леонов на Африканском континенте» — фантазия. Жизненных событий ему было мало — он видел себя и в непрожитых ситуациях. В конце концов Леонов осел в воспетых им Меховицах, женился на Зине, оказавшейся пьяницей и ставшей прекрасной музой, вырастил сына. Правда, плохо растил, как рассказали честные односельчане.

В 1960–1970-х годах Леонов учился в Заочном народном университете искусств (ЗНУИ). Это учебное заведение всех желающих стать художником обучало по переписке. Студент слал по почте произведения — преподаватель в ответ писал ему замечания, давал профессиональные советы. В качестве наставника Леонову выпал Михаил Рогинский (для многих художников ЗНУИ был местом дополнительного заработка). Он, разумеется, ничему самородка учить не стал, сразу оценив его незаурядное дарование. Так что встречающееся утверждение, что Леонов учился у Рогинского, звучит несколько комично. Но факт дал повод начать «Зазеркалье Павла Леонова» с работ Михаила Рогинского.

Регулярно и плодотворно заниматься живописью Леонов стал с начала 1990-х, на волне очередного интереса к наивному искусству и в стране, и в мире. Постепенно он обрел фирменный стиль — большие сложносоставные многофигурные композиции. «Свою живописную систему Леонов называет конструированием, или архитектурой, противопоставляя ее „натурализму“, который, как он полагает, до сих пор господствует у других художников. Основа многих его картин — сетка вертикалей и горизонталей, аналогичная системе несущих и несомых в здании. Размеры клеток этой сетки различны, и каждая из них служит „телевизором“, как выражается Павел Петрович, для отдельной сцены, птицы или группы животных, и из этих телевизоров, как из кирпичиков, слагается повествовательное поле изображения», — писала Ксения Богемская.

Растущее внимание искусствоведов и многочисленные заказы коллекционеров стимулировали работоспособность и фантазию Леонова. Продолжая писать себя в различных обстоятельствах и родное село в должном виде, он начал изобретать новые сюжеты, часто обозначенные прямо на картине: «Божья мать приглашает ангелов на совещание», «Лев Толстой построил для своей школы бассейн. Обучает школьников плавать и заниматься спортом», «В.И.Ленин памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа». Сюжеты варьировались, композиции повторялись — но ведь даже великие художники в периоды повышенной востребованности использовали собственные штампы.

Можно упрекнуть позднего Леонова и в конъюнктуре: он множил ангелов и славил Николая II, изображал банкиров, его «Пушкиниана» словно иллюстрирует анекдоты Даниила Хармса. Но и это он делал до простодушия откровенно, увлекаясь новыми героями нового времени, не изменяя себе, хотя все чаще пытаясь умничать.

Любая выставка Павла Леонова вызывает разные эмоции. Над чем-то смеешься, как над анекдотом, чему-то снисходительно улыбаешься — наивно, но перед многими работами застываешь в изумлении. Они монументальны, велики размером и вписанным в них повествованием — картинами лучшей, самой прекрасной земной жизни, сущим раем. И в этом выдуманном парадизе сосредоточено вечное народное чаяние об ином по своей сути мире, где все земные существа — люди, кони, звери, птицы, а также пароходы и трактора — живут в полной гармонии.

К собственному собранию картин Леонова Московский музей современного искусства добавил на выставке вещи из еще нескольких музеев. Выпустит каталог с несколькими статьями, которые, можно надеяться, не только расскажут о художнике, но и дадут возможность по-новому понять его творчество. А также покажет фильм о наивном гении, снятый специально к выставке. В общем, достойно встретит юбилей.

Московский музей современного искусства
Зазеркалье Павла Леонова
До 14 февраля 2021

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+