18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Туле открылся музейный квартал

№86
Материал из газеты

У древних стен Тульского кремля появился новый культурный кластер. Среди его объектов — филиал Государственного исторического музея и Центр семейной истории

В массовом сознании с Тулой ассоциируется символический набор предметов и понятий: оружие, самовар, пряник, подкованная блоха. Всем этим темам, каждой по отдельности, здесь с более или менее давних пор посвящен собственный музей. Даже блоха с подковами служит экспонатом, который демонстрируется под микроскопом в воссозданном интерьере «Старой тульской аптеки». И в целом нельзя сказать, что этот древний город (он на год старше Москвы, судя по Никоновской летописи) так уж обделен очагами культуры. Однако музейная его слава не столь широка, как, например, у топовых представителей Золотого кольца России. Туристов привлекают, скорее, окрестные достопримечательности: усадьбы Ясная Поляна и Поленово или же Куликово поле.

И вот областной центр вознамерился изменить положение дел. Не переключить, конечно, весь туристический поток на себя, а добавить к привычным загородным маршрутам еще и тульские адреса из категории must visit. И чтобы местные жители тоже посещали их как можно активнее. Еще в 2016 году была принята программа подготовки к празднованию 500-летия Тульского кремля, в которую заложили целый ряд идей, связанных с реконструкцией близлежащих территорий, в частности устройство модной пешеходной набережной вдоль старого русла реки Упы. Предусматривалось программой и создание музейного квартала на улице Металлистов — старинной и купеческой, несмотря на нынешнее название. Управились в срок. Учреждения культуры в исторических зданиях были открыты или ровно в День города, совмещенный с юбилеем кремля, или неделей позже, в начале октября. А местный Музей декоративно-прикладного и современного искусства и вовсе начал работать по новому адресу в июле.

Помимо него, в состав кластера вошли филиалы упомянутых выше федеральных музеев-заповедников — Василия Дмитриевича Поленова, «Ясной Поляны» и «Куликова поля». Речь, конечно, не о замещении реальных объектов в природном окружении городскими шоурумами — подразу­меваются, скорее, новые выставочные пространства и исследовательские центры (в случае «Куликова поля» под сугубо научные цели отведен еще и дополнительный особняк, в нем обустроились археологи и реставраторы).

При этом связь каждого филиала с «головным офисом» может быть специфической, опосредованной. Например, музей-заповедник Поленова из своих окских просторов транслирует в Тулу идею о ценности домашних архивов и устных воспоминаний. Этот филиал, расположившийся по соседству с улицей Металлистов, на Благовещенской, так и назван — Центр семейной истории. Династия Поленовых присутствует здесь в качестве одной из сюжетных линий, а суммарно героями нынешней экспозиции — отчасти предметно-документальной, отчасти интерактивно-виртуальной — стали свыше двух десятков семей, тесно связанных с Тулой и ее окрестностями. Премьерная выставка «Семейное дело», спроектированная музейным бюро Solarsense, останется в этих стенах надолго, до апреля следующего года.

Безусловным городским хитом обещает стать и еще один филиал, в данном случае патронируемый напрямую из столицы. Первое региональное подразделение основал Государственный исторический музей — за год с небольшим до своего предстоящего 150-летия. Филиалу в Туле передан в пользование один из красивейших домов по улице Металлистов — бывший особняк купцов Белолипецких, построенный в конце XIX века. Второй этаж здания заняло экспозиционное пространство, а остальные помещения, включая два крыла во внутреннем дворике, приспособлены под сопутствующие функции: хранилище, музейный магазин, детский образовательный центр. Последний пока доводится до ума и откроется позже.

В качестве зачина тульский филиал принимает у себя выставку «Реликвии и шедевры Исторического музея» — своего рода дай­джест обильных и многообразных московских фондов. На примере 268 избранных экспонатов пунктиром обозначены вехи отечественной истории — от причерноморской античной археологии до машинописи выступления маршала Жукова на Параде Победы. «Была задача показать специфику нашего музея, — рассказала The Art Newspaper Russia куратор выставки, главный научный сотрудник ГИМ Елена Юхименко, — поэтому выбраны экспонаты, которые представляют наиболее значимые коллекции. Например, народного костюма, крестьянского быта. И еще выбраны вещи с учетом источников их поступления, в том числе из самых первых. Здесь есть дары Петра Щукина, Алексея Бахрушина и других наших фондообразователей. В результате выставка получилась многоплановой: каждый памятник отвечает нескольким требованиям. Делался акцент также и на тульской истории. Это пилотный проект, и складывался он совсем не безоблачно. Обсуждались две концепции: история государства в копийных памятниках или все-таки история русского народа в памятниках подлинных. Восторжествовала вторая идея, и это правильно, на мой взгляд».

Дальнейшая выставочная программа филиала Исторического музея пока не определена. Скорее всего, преобладать здесь будут «арии московского гостя», то есть гастрольные проекты, инициированные и подготовленные в столице. Однако музейщики обещают следить за отзывами туляков и учитывать их пожелания на будущее. 


Тула, улица Металлистов, дом Белолипецких

Новый музейный кластер расположился на улице Металлистов, одной из старейших в городе. Она упомянута еще в писцовой книге XVI века. В то время улица называлась Пятницкой, затем ее переименовали в Никольскую, а позднее вернули прежнее название, измененное лишь после революции. Исстари на Пятницкой селились купцы: Коробковы, Поповы, Сапельниковы, Сисины, Сушкины, Черниковы. Известно, что к середине XVIII столетия улица была полностью вымощена булыжником и все дома на ней были из камня. Здесь размещались магазины и лавки, питейные заведения, гостиный двор.

В числе наиболее примечательных зданий — двухэтажный особняк, возведенный в 1891 году купцом Иваном Михайловичем Белолипецким на двух соединенных участках уличной застройки. До революции в доме размещалась контора товарищества «Братья Белолипецкие в Туле», торговавшего москательными, масляными и хлебными товарами. На той же Пятницкой улице держал пряничный магазин и другой купец Белолипецкий, их кузен. В советский период здание принадлежало разным пользователям; одно время в нем располагалось швейное производство. Постепенно дом приходил в негодность и даже готовился к сносу, но в итоге после реставрации его передали филиалу Государственного исторического музея.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+