18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кострома, дворянская и купеческая

№86
Материал из газеты

Исторический центр Костромы небольшой, но хорошо сохранился. В нем и сегодня можно увидеть амбициозный губернский город, обустроенный совместными усилиями дворянства, купечества и духовенства

Кострома, как и все волжские города, красива: река, набережная, деревянные дома, русский дух. Костроме 868 лет, но древнерусской старины в ней не осталось, и историческая ее часть представляет собой именно губернскую столицу, строившуюся с оглядкой на столицу имперскую. В Костроме часто возникает эффект узнавания, и не только дежавю (в городе снимали и снимают фильмы из дореволюционной жизни), всплывают и чисто литературные воспоминания, будто именно Кострома и ее жители были описаны в многочисленных русских романах, а не только в пьесах Александра Островского.

Одна из главных костромских достопримечательностей — пожарная каланча (внутри — Музей пожарного дела). Чему не удивляешься, когда ее видишь. Каланча возвышается над просторной Сусанинской площадью, главной в городе, откуда лучами расходятся улицы. Построенное в 1827 году дворцового вида сооружение — пример образцового русского классицизма с редкой для него функцией. Портик с фронтоном, колонны с ионическими капителями, высокая восьмиугольная башня с рустом, на ее вершине романтическая смотровая площадка — все это спроектировал губернский архитектор Петр Иванович Фурсов, выпускник Императорской академии художеств. Ему Кострома обязана и другими классицистическими памятниками: зданием гауптвахты (тоже немного петербургский дворец), парадным въездом в город (сейчас это два обелиска с восстановленными геральдическими орлами). Но современники Фурсова не любили. Пьяница с плохим характером через четыре года после завершения каланчи был уволен губернатором за «малоуспешность в строительных делах».

Еще один пример местного классицизма — дом Борщова в глубине Сусанинской площади. Главный дом усадьбы генерала, сенатора и тайного советника типичен не только архитектурой, но и своей историей. Генеральский сын пытался продать дом казне — не вышло. После пожара его купил купец Первушин, привел в порядок и тоже хотел продать городским властям, но запросил слишком дорого, в итоге вынужденно открыл гостиницу «Лондон». В конце концов казна дом купила — для здания суда.

Финансовое состязание дворянства и купечества типично для Костромы. Красивейшее здание Дворянского собрания первоначально принадлежало купцу Дурыгину. В 1837 году город его выкупил, перестроил и передал местному дворянству. После революции в нем был университет, Дворец пионеров, а в 1990-х особняк передали Костромскому государственному музею-заповеднику. Помимо красивого бального зала и постоянной экспозиции «Губернские истории. Дворянские выборы», галереи портретов русских императоров и купечества, здесь можно увидеть большую коллекцию работ Ефима Честнякова, самобытного художника и незаурядного человека.

Честняков родился в 1874 году в деревне Шаблово Кологривского уезда, умер там же в 1961-м. Крестьянский сын, он сумел получить образование, немного поучился живописи в Петербурге, но там не прижился, вернулся в родное село. Всю долгую жизнь писал картины, сочинял сказки, учил детей, жил впроголодь и умер в безвестности. А через несколько лет его открыли сотрудники костромского музея. Собрали картины, отреставрировали, поместили в музей. Затем Честняковым увлекся реставратор Савелий Ямщиков, после чего в 1970–1980-х годах выставки воскрешенного «самородка» (хотя художник был полупрофессионалом) открывались по всей стране. Но мода на Честнякова отошла — теперь его выставки редки. Однако дарование его очевидно, художественная манера, точнее, система оригинальна и хорошо продуманна. В своих работах художник так и остался в начале прошлого века с его поиском идеального народного искусства.

Костромской музей имеет хорошую коллекцию живописи и древнерусского искусства, но здание Романовского музея, где она обычно демонстрируется, закрыто на ремонт. Когда откроется, неизвестно. Надо заметить, что сайт объединенного музея настолько бестолков и малоинформативен, что понять, что именно в музейных зданиях хранится и происходит, невозможно.

Но главное сокровище Костромы — Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Стоит он восхитительно живописно — на берегу, где Кострома впадает в Волгу. Монастырь был родиной и вотчиной боярского рода Годуновых. Главный храм обители — пятиглавый Троицкий собор — возвели на деньги Бориса Годунова в 1560-м, а 14 марта 1613 года здесь призвали на царство Михаила Романова. Белоснежный златоглавый храм с парадным крыльцом внешне очень красив и богато декорирован: арочки, закомары, ширинки, галереи. Внутри он весь расписан артелью иконописцев во главе с Гурием Никитиным, к тому времени уже поработавшим в Московском Кремле.

В монастыре есть свой большой музей с прекрасной коллекцией иконописи и богослужебных предметов. Кстати, сайт монастыря очень подробный, с понятной навигацией и большим количеством иллюстраций. Так что по нему можно составить впечатление о 12 проходящих в музее выставках. Среди них стоит выделить экспозицию костромской иконы и выставку Гурия Никитина, большого мастера, внесшего в традиционную иконопись элементы классической живописи. Ипатьевский монастырь, «колыбель дома Романовых», регулярно посещали российские императоры начиная с Екатерины I и заканчивая Николаем II. Каждый из них чем-то в Костроме да восхитился. Николай I, например, пожарной каланчой.

У современных путешественников есть излюбленные места в городе: беседка Островского (1956 года рождения), из которой смотрела на Волгу Лариса Огудалова в фильме «Жестокий романс», а также ресторан «Старая пристань» — отреставрированный советский дебаркадер, сыгравший в том же фильме роль парохода «Ласточка». Это, понятно, не исторические достопримечательности, но Кострома — город, где действительно жили богатые и предприимчивые купцы, которые запросто могли свозить любовницу в Париж.


Троицкий собор

Троицкий собор Ипатьевского монастыря — исторический и архитектурный памятник, построен в 1560 году. Здесь в 1613-м был призван на царство Михаил Романов. Внутри храм полностью покрыт росписями, выполненными в 1684 году артелью костромских иконописцев под руководством Гурия Никитина. Резной пятиярусный деревянный иконостас создан с большим искусством. Три портала храма украшают двустворчатые медные врата XVI века с золотой росписью, их изготовили в Оружейной палате Московского Кремля. На вратах можно увидеть фигуры древнегреческих философов.
www.ipatievsky-monastery.ru


Дворянское собрание

Здание в стиле раннего классицизма было построено в 1780‑х годах как жилой дом. Через 50 лет его перестроили и открыли в нем Дворянское собрание, ставшее центром светской жизни Костромы. В бальном зале устраивались праздники и концерты. Многие дамы были недовольны ажурными площадками и ступенями чугунной лестницы: стоявшие внизу лакеи могли заглядывать им под юбки. Лестницу покрыли коврами, лакеям велели глаз не поднимать. Сейчас здание принадлежит Костромскому государственному историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику.
www.kosmuseum.ru


Памятник Ленину

20 мая 1913 года император Николай II торжественно заложил памятник 300-летию дома Романовых. Он должен был состоять из высокого, увенчанного шпилем с двуглавым орлом гранитного постамента, у которого размещались бронзовые фигуры всех царей династии, а также Минина с Пожарским и Ивана Сусанина. К началу 1917 года работы над памятником близились к завершению, большинство фигур отлиты и доставлены в город. Но в результате известных исторических событий на постаменте в ознаменование 10-летия Октябрьской революции был открыт памятник Ленину.
Центральный парк


Пожарная каланча

Во время поездки в Кострому в 1834 году император Николай I, как пишут путеводители, взглянув на местную пожарную каланчу, посетовал: «Такой у меня в Петербурге нет!» Построенная в 1827 году по проекту Петра Фурсова каланча — памятник костромского классицизма и один из символов города. Роскошное здание с высокой башней, однако, не избавило город от многочисленных пожаров. Много лет каланча использовалась по прямому назначению, а в 2005 году была передана Костромскому музею-заповеднику. Фонарь башни используется для размещения антенн сотовой связи.
ул. Симановского, 1/2 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+