На прошедшей в Гостином Дворе выставке архитектуры и дизайна «АРХ Москва» (с 8 по 11 октября) центральное место занимала экспозиция «Москва: значимо!» — фотографии и описания 30 архитектурных объектов, появившихся в столице за последние 30 лет. Проект придумал основатель «АРХ Москвы» Василий Бычков, а воплощали в жизнь кураторы Илья Мукосей и Юлия Бычкова. Они выявляли не лучшие или худшие проекты, а, так сказать, исторически значимые. Опросили экспертов, сформировали список и вынесли его на всенародное голосование. По результатам голосования в тройку лидеров вошли район Москва-Сити, парк «Зарядье» и квартал «Белая площадь».
Юлия Бычкова
Куратор
«Москва: значимо!» — первый профессиональный рейтинг зданий, построенных за последние 30 лет. Мы не оценивали архитектуру по критериям «хорошо» или «плохо», не пытались выявить победителей и проигравших. Наш подход максимально нейтрален. Задача была поставлена объективно — назвать проекты, которые повлияли на облик города. Критерий был один — значимость: насколько здания изменили ландшафт. Мы опрашивали не архитекторов, а критиков и историков архитектуры. Каждый из них прислал свой список, в целом туда вошло 240 проектов. Из них мы выбрали 30, упоминаемых максимально часто. Естественно, на первом месте и у экспертов, и у публики оказался район Москва-Сити. Для постсоветской Москвы это самая значительная архитектурная интервенция. Список получился богат и антигероями — зданиями, которые никак не назовешь хорошей архитектурой, что очень огорчило наших экспертов. Но свою задачу мы выполнили: зафиксировали процесс и вынесли его на общественное обсуждение.
Еще одна наша смелая задача — влиять на будущее архитектурного процесса. Проект задуман как многолетний. Мы расширим географию исследований до МКАД, сделаем выставку передвижной — будем ее показывать в рамках «Дней Москвы» в регионах. Наша цель — сделать общение властей, девелоперов, архитекторов и жителей городов цивилизованным.
Проект заставляет вспомнить историю, рассказанную Сергеем Довлатовым про Романа Якобсона. Последний возглавлял ученый совет в Гарварде и на попытки принять в штат «большого писателя Владимира Набокова» отвечал, что слон тоже большое животное, но никто не предлагает ему кафедру зоологии. Что понимать под «значимым»? Заметность в городском ландшафте или влияние на развитие архитектуры? С точки зрения влияния Парк Горького гораздо значимее «Зарядья», потому что был первым и породил парковую революцию во всероссийском масштабе.
Любые рейтинги требуют комментариев. Мы выбрали из лонг-листа пять бесспорно значимых сооружений и пять сомнительных и попытались свое мнение обосновать.
Архитектор: Юрий Григорян
Дом считается жемчужиной «золотой мили». Блеск некогда самого престижного района Москвы поблек за последние пять лет, конкуренцию ему составили Патриаршие пруды, Замоскворечье, на подходе Яуза. Дом в Молочном строился на пике ажиотажа, когда цены на жилье здесь доходили до $50 тыс. за метр. Дом впервые воплотил концепцию «дорого, но незаметно», доказав, что так называемое элитное жилье может быть не только классических форм, но и широкого спектра современных стилей. Испытывая колоссальное давление рынка, архитектор Юрий Григорян и девелопер Борис Кузинец оставили перед домом полукруглый сквер — единственный зеленый оазис в этом гетто для богатых.
2006–2009. Архитекторы: APA Wojciechowski Architekci (Польша), ABD architects (Олег Груздев, Борис Левянт, Алла Феоктистова, Всеволод Шабанов)
В том, что этот квартал стал украшением Москвы и запустил реновацию всей Лесной улицы, сходятся и профессионалы, и просто активные граждане. Фишка района заключается в эффектном соединении старого и нового — отреставрированного храма Николы Чудотворца (1914) и современной архитектуры из стекла и бетона за его спиной. Несколько переулков внутри квартала сделали пешеходными — это был первый такой опыт уличной перепланировки в Москве. Имея в арендаторах J.P.Morgan, McKinsey, PwC и Deloitte Touche, «Белая площадь» считается местом аномальной концентрации яппи, кусочком западного мира в центре российской столицы.
2007–2010. Архитекторы: John McAslan + Partners (Великобритания), ADM («Архитектурный диалог с мегаполисом»)
Это было время, когда девелопер Сергей Гордеев еще не строил «человейников», а был влюблен в современную архитектуру и заманивал в Россию западных знаменитостей. Он дал шанс Джону Макаслану, и в Москве появился стильный комплекс «Станиславского, 11». Это была переделанная золотоканительная фабрика Алексеевых с ландшафтным дизайном во внутреннем дворе; сердцем комплекса стал театр Сергея Женовача. Тем самым была положена традиция совмещать жилье и офисы с объектами культуры, что позднее Макаслан воплотил в комплексе «Большевик» с его Музеем русского импрессионизма. Ну а выступавшие в проекте на позициях помощников Андрей Романов и Екатерина Кузнецова (бюро ADM) позднее развернулись в ведущих московских проектировщиков и застроили половину Ленинградского проспекта.
2009–2010. Архитекторы: бюро Wowhaus (Дмитрий Ликин, Ольга Рокаль, Анастасия Рычкова, Галина Серебрякова, Олег Шапиро)
«Стрелка» была первым проектом по современному благоустройству городской территории. После нее Wowhaus проектировало объекты в Саду имени Баумана, «Сокольниках», Парке Горького, всю Крымскую набережную, Казанскую набережную в Туле, «Черное озеро» в Казани и много чего еще. На сегодняшний день это ведущее бюро по архитектуре общественных пространств — от отдельных объектов до градостроительных концепций. Но все начиналось со «Стрелки».
2012–2015. Архитекторы: Рем Колхас (ОМА), Ольга Алексакова и Юлия Бурдова (Buromoscow), FORM
Первый проект в Москве великого Рема Колхаса — за одно это на «Гараж» можно вешать мемориальную табличку. Колхас переделал под музей бывший советский ресторан «Времена года», построенный в 1968 году архитектором Игорем Виноградским и лежавший в начале 2000-х в руинах. То, насколько бережно голландский архитектор отнесся к зданию (сохранил его внутреннюю структуру и масштаб, настоял на реставрации лестничных пролетов, кирпично-мозаичных стен, включая мозаику в лобби, оставил даже кафельную плитку советских времен), заставило нас пересмотреть отношение к отечественному послевоенному модернизму.
Архитекторы: Мастерская Сергея Ткаченко
За хаос декора и гигантский размер, несоотносимый с высотностью вокруг Патриарших прудов.
Архитекторы: «А-Б студия»
За вырубленную топором архитектуру и наглое вторжение в центр Москвы без какого бы то ни было уважения к сложившемуся масштабу исторической застройки.
Архитекторы: «Моспроект-4»
За маньеризм постмодернизма, презрение к архитектурной ясности и гармонии, неудобное внутреннее пространство и дешевую отделку интерьеров.
Архитекторы: «Моспроект-2»
Мы оплакиваем снесенный в 2003-м Военторг (1913), проект архитектора Сергея Залесского, видного мастера московского модерна. Нынешнее здание — тяжеловесная пародия на старый Военторг.
2015–2018
Застройщик отказался от услуг архитектора Эрика ван Эгерата, чей проект победил в конкурсе концепций. В результате автором громадного сооружения на месте легендарного старого стадиона стал технический архитектор из Канзаса Дэвид Маника. Он, возможно, знает все о размере пластиковых сидений, но явно не контролировал облик здания. В результате в значимом месте — на пересечении Третьего транспортного кольца и Ленинградского проспекта — мы имеем нечто похожее на гигантскую чалму из вафельного полотенца.