18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Современный российский дизайн в пяти предметах

Во Всероссийском музее декоративного искусства последнюю неделю работает выставка «Придумано и сделано в России», представляющая современный отечественный дизайн

Это итоговая выставка конкурса, который Центр моды и дизайна (входящий в состав Всероссийского музея декоративного искусства) проводит раз в два года. Первый состоялся в 2018-м, второй пришелся на карантинный 2020-й. Вопреки обстоятельствам, он собрал рекордные 1122 заявки из 90 городов, в шорт-лист вошло 135 работ, из которых сформировали выставку. Победителей определило международное жюри, объединившее в том числе хранителя фонда дизайна, архитектуры и цифровых технологий Музея Виктории и Альберта Кристофера Тернера, куратора и хранителя Рейксмузеума Сюзанну ван Лёвен, директора Музея дизайна Vitra Матео Криса, руководителя бюро Speech Сергея Чобана и других.

Выставка показывает, как окреп отечественный дизайн. В нашей стране практически нет промышленного дизайна, так как сама промышленность находится не в лучшем состоянии. В то же время мировой предметный дизайн дрейфует в сторону искусства — ценятся сделанные вручную, единичные или выпущенные ограниченным тиражом мебель, фарфор, стекло, осветительные приборы. На этом поле, где главное — свежая дизайнерская идея, а не количество произведенных вещей, русские мастера все более конкурентны. Мы выбрали на выставке пять оригинальных предметов.

Диван «Солера»
Автор: Олег Ковалев (Москва)

Продукция студии Smart Balls, которая уже десять лет работает на ниве производства бескаркасной мебели. За это время их мебель приобрела если не каркас, то жесткую структуру и пластическую четкость. Ну а поп-артистской яркостью эти объекты обладали всегда. «„Три валика, сшитые вместе. Нет ничего проще!“ — скажет зритель. И мы воспримем это как похвалу, — комментируют дизайнеры. — Задача была именно такая, пифагорейская — сделать максимально простой и четкий, очищенный от всего лишнего контур сиденья, сведенный до первичных форм. Чистая идея, но на ней еще и очень удобно сидеть».

Вазы «Из земли»
Автор: Марина Акилова (Нижний Новгород)

Марина Акилова — дочь художников, преподаватель, а еще активный блогер, ее работы легко найти в социальных сетях. В том числе и поэтому дизайнер стала победительницей народного голосования на сайте конкурса. На выставку отобрали самые зрелые и лаконичные ее вещи, без фольклорных излишеств. Они легко впишутся в минималистичный современный интерьер. «Глина была выкопана во псковских полях, и мне очень хотелось передать в этом проекте простую красоту древней псковской архитектуры, — поясняет художник, — всю эту настоящую русскую самобытную мощь. И при этом показать актуальность ручной керамики».

Настольная лампа Luchina
Автор: Кирилл Кошурников (Киров)

Десять лет назад дизайнер посылал свои эскизы на конкурс символа сочинской Олимпиады. Судя по всему, в родном Кирове Кирилл Кошурников будоражит ситуацию с дизайном, и его усилия хочется поддержать. Лампа Luchina, как он сам объясняет, это переосмысление древнерусских традиций на языке современного дизайна. Она стилизована под старинный крестьянский светильник — лучину, выполнена, как и ее древний прообраз, из дерева и металла, источником света в ней служат светодиоды, работающие от слаботочной сети. В деревянное основание лампы, помимо сенсорного выключателя, вмонтировано устройство для беспроводной зарядки смартфона.

Буфет «Модернист»
Автор: Егор Бондаренко (Москва)

Фронтмен компании Polli Products Егор Бондаренко за один год стал лауреатом двух конкурсов, в том числе «АрхиWood», который тоже награждает за предметный дизайн, правда выполненный исключительно в дереве. Что касается вдохновленного архитектурой модернизма буфета, то он полностью рукодельный: сделан из дубовых реек сечением 20х20 мм и ламелей толщиной 5 мм, состоит из более 2 тыс. деталей. Все части соединены методом «вполдерева», то есть внахлест, а всего в буфете таких соединений 10 тыс.! Автор говорит, что ценит свободу. Может, поэтому его вещи так метафорически свободны, проницаемы для воздуха и света.

Светильники «Переплетение каменных нитей»
Авторы: Данил Карамушкин и Анна Иванова (Санкт-Петербург)

Проект получил Гран-при. Керамические плафоны созданы по авторским моделям и напечатаны на 3D-принтере. Несмотря на как бы рукотворную неправильность и уникальность, они легко воспроизводимы в массовых масштабах. «Керамический плафон — новый вид продукта, — поясняют Данил Карамушкин и Анна Иванова, — симбиоз художественного замысла и технологичного воплощения. Для нас это не разовый творческий опыт. Мы готовы производить такие объекты в больших объемах, для покупателей разного достатка».

Всероссийский музей декоративного искусства
Придумано и сделано в России
До 10 февраля

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
7
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Вместо здания дирекции Парка Горького в Москве, которое ведет свою историю с XIX века и перестраивалось в эпоху конструктивизма, решено возвести общественное пространство с зонами торговли и общепита
17.01.2025
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+