18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Эрмитаж и Cartier представляют выставку отреставрированных шедевров

№88
Материал из газеты

Пять лет «дружбы домами» Эрмитажа и Cartier: российский музей и французская ювелирная фирма создали уникальную реставрационную программу, итоги которой показывают на выставке в обрамлении украшений из Cartier Collectio

На выставке представлены первые итоги совместной реставрационнной программы Эрмитажа и Дома Cartier. Ювелирные шедевры из собрания Государственного Эрмитажа демонстрируются в Гербовом зале Зимнего дворца в окружении конгениальных изделий Cartier, созданных с середины XIX до середины ХХ века. Ювелирный дом стоял у истоков ар-деко, стал его символом и синонимом.

Сегодня интерес к этому стилю, гармонично соединявшему архитектуру и прикладное искусство, живопись и промышленный дизайн, переживает второе рождение. Первая выставка «Искусство Картье» состоялась в Эрмитаже почти три декады назад, за прошедшие годы сменилось несколько поколений зрителей.

Начиная с 2016 года Эрмитаж и Cartier ежегодно представляли публике один музейный предмет, отреставрированный эрмитажными реставраторами при поддержке ювелирного дома.

Пилотом стала хрустальная лампа, вырезанная в X−XI веках из горного хрусталя мастерами с Ближнего Востока. В Средние века она попала в Европу; позднее итальянские ювелиры сделали для лампы подставку и золотую оправу, украшенную полихромными эмалями.

Cartier широко использует горный хрусталь с 1910 года. Рифмой к восточному искусству стала подвеска с профилями фавнов и двумя сапфировыми кабошонами в окружении бриллиантов.

В 2017 году при поддержке Cartier была отреставрирована золотая ароматница, украшенная большими изумрудами, рубинами и жемчугом. Сосуд из сокровищницы Великих Моголов попал в Петербург в числе даров правителя Ирана Надир-шаха двору императрицы Анны Иоанновны. Екатерина II по достоинству оценила ароматницу — она находится в собрании Эрмитажа со времени создания музея и сейчас является одним из символов всей его восточной коллекции.

Жак Картье посетил Индию и страны Персидского залива в 1911–1912 годах и стал одним из любимых ювелиров махараджей. С ароматницей вступает в диалог знаменитый гарнитур Tutti Frutti — браслет и две броши с резными бриллиантами, изумрудами и рубинами, колье с кулоном и две броши с клипсами в индийском стиле.

В 2018 году был отреставрирован ларец Ядвиги Ягеллонки (1533). Он был частью приданого дочери польского короля Сигизмунда I из династии Ягеллонов. В России оказался после состоявшейся в 1711 году свадьбы сына Петра I царевича Алексея и Софии Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской как приданое принцессы, являвшейся потомком Ядвиги. Ларец богато украшен сложным декором из драгоценных камней и эмалей и относится к лучшим работам южногерманских ювелиров XVI века.

С ним рифмуются изящные замысловатые вещи Cartier — кулон с фигурой девушки из золота (ужель та самая Ядвига?), кольцо и браслет с большими изум­рудами, а также стильный золотой нессесер, украшенный сапфирами.

В 2019 году завершилась реставрация фельдмаршальского жезла Александра II, созданного по его заказу в 1878 году петербургским ювелиром Юлиусом Кейбелем. В ХХ веке этот предмет попутешествовал по свету, пока не оказался на аукционе Christie’s. В 2018 году президент России Владимир Путин передал жезл Эрмитажу.

Компанию российской реликвии составляют две броши с выложенной бриллиантами Триумфальной аркой в Париже, созданные Cartier в 1919 году. С ними на равных говорят шкатулка для драгоценностей, портсигар и пудреница. Все три украшены российским гербом. Возможно, они изготовлены для русских клиентов.

В 2020 году завершилась реставрация кабинета с часами немецкой работы начала XVIII века, украшенного слоновой костью и черепаховым панцирем. Он происходит из собрания Строгановых. Вокруг расположились часы в виде кубка в стиле Людовика XIV с кольцевым циферблатом, отделанные цветными эмалями и украшенные бриллиантами, и часы с термометром, украшенные эмалью гильоше, а также парюра с гребнем с крупными аметистами середины XIX века.

Государственный Эрмитаж
Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие дома Cartier
21 февраля – 18 апреля

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+