18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мунк оказался самокритичным

Благодаря инфракрасному сканированию удалось установить, что фраза «Такое мог нарисовать только сумасшедший» на полотне «Крик» написана почерком художника

Небольшая надпись, нацарапанная карандашом в верхнем левом углу «Крика» (1893) Эдварда Мунка, сделана самим автором, уверена норвежская исследовательница Май Бритт Гуленг. Куратор отдела старых мастеров и живописи модернизма в Национальном музее Норвегии в Осло говорит, что фраза на норвежском, которая переводится как «такое мог нарисовать только сумасшедший», была добавлена не вандалом, а самим художником приблизительно через два года после создания картины.

В период с 1893 по 1910 год Мунк создал четыре версии «Крика»; загадочная надпись есть только на версии из собрания Национального музея. Картину, ставшую символом тревоги в эпоху нового времени, отправили на реставрацию перед размещением в новом здании музея, которое должно открыться в Осло в следующем году.

В ходе исследования Гуленг и ее команда, в том числе реставратор Тьерри Форд и архивист Лассе Якобсен, проанализировали сделанную от руки надпись при помощи технологии инфракрасной съемки и сопоставили ее с дневниками и письмами Мунка. «У меня есть несколько причин полагать, что Мунк сам написал эти слова. Прежде всего, почерк идентичный. Я по словам и по буквам сравнила надпись с „Крика“ с его почерком в других заметках и письмах», — рассказала Гуленг The Art Newspaper.

Существует множество теорий относительно того, кто был автором этой надписи. К примеру, искусствовед Герд Волль предположила в каталоге-резоне, опубликованном в 2008 году, что фраза была делом рук вандала. Теперь Волль сообщила New York Times, что доказательства Гуленг «убедительно указывают на авторство самого Мунка».

Мунк мог добавить эту фразу после того, как студент-медик Йохан Шарффенберг задал ему вопрос о его психическом здоровье в ходе дебатов Ассоциации студентов, состоявшихся в Осло в 1895 году. «Вечер организовали из-за отрицательных отзывов на выставку Мунка в художественной галерее Blomquvist в Христиании (старое название Осло. — TANR), состоявшейся той же осенью», — пояснила Гуленг. Мунк мог написать фразу на картине в расстройстве вскоре после дебатов.

Май Бритт Гуленг рассказала, что произведения Эдварда Мунка будут экспонироваться в нескольких галереях нового здания музея вместе с работами других авторов. «Большой зал Мунка будет посвящен его ключевым работам, созданным в 1890-е. Произведения в зале Мунка будут располагаться не строго в хронологическом порядке, поскольку большая их часть была создана в одно десятилетие, за исключением двух вещей: „Больной ребенок“ (1885–1886) и „Автопортрет с испанским гриппом“ (1919)», — добавила она.

Новое здание Национального музея возводится по проекту бюро Kleihues + Schuwerk, строительство обойдется в $700 млн, и после его открытия музей станет самым крупным в Скандинавии.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+