18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Иван Грозный» Репина посветлеет

Третьяковская галерея рассказала об очередном этапе реставрации картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Ильи Репина, в мае 2018 года пострадавшей от нападения вандала

Государственная Третьяковская галерея накануне открытия выставки «Илья Репин: известный и неизвестный» (30 марта 2021 года — 1 февраля 2022 года) рассказала о том, как идет реставрация картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», пострадавшей от рук вандала в мае 2018-го.

Безобразные белые пятна, образовавшиеся после удара преступника, несмотря на прошедшие несколько лет, до сих пор видны на поверхности полотна. Убрать их будет одной из завершающих стадий восстановления картины — и чуть ли не одной из самых легких. До этого реставраторам необходимо спасти все полотно целиком, ведь к моменту нападения на него оно уже было в аварийном состоянии и не подлежало переносу из музейного зала.

По словам заведующего отделом реставрации масляной живописи XVIII — начала XX века Андрея Голубейко, ковидный год сдвинул дату окончания работ. За то время, пока реставраторы не могли приходить в мастерскую, крайне тщательно были изучены все архивные материалы, обнаруженные в музее и связанные с многочисленными предыдущими реставрациями картины, а также была проведена обработка уже полученных данных.

Как только сотрудникам разрешили вернуться на рабочее место, Голубейко взялся за ту часть работы, которую настало время осуществить согласно плану реставрации. Он начал очищать по авторской методике обратную сторону полотна от осетрового клея. Из-за того, что «Иван Грозный…» после первого повреждения вандалом в 1913 году был дублирован, возникли проблемы из-за движения двух холстов. «На сегодняшний день картина практически стабильна», — отмечает Голубейко. Такие слова в устах крайне осторожного реставратора значат, что на самом деле все очень хорошо.

Хотя холст уже очищен от клея полностью, сохраняется проблема соединения грунта и красочного слоя. Александра Орловская, реставратор отдела масляной живописи ГТГ, также занимающаяся спасением картины, считает, что шедевру однозначно предстоит утоньшение лакового покрытия. «Оно очень толстое. Мы сделали пробы, которые показали, что высота лаковой пленки на картине несравнимо больше самого красочного слоя», — объясняет Орловская. В нижнем левом углу работы, вынутой из рамы и распластанной с помощью магнитных креплений на специальном реставрационном столе, сделана пробная расчистка (кусочек ковра) — она показала, насколько ярки краски без лака. «Мы предполагаем, что утоньшение лаковой пленки позволит нам увидеть иной колорит», — добавляет она.

«На каждом этапе перед нами встают очень сложные реставрационные задачи, которые приходится решать порой необычными и новыми способами, — говорит Орловская. — Например, мы откажемся от традиционных ватных тампонов и будем использовать методику перемежающихся бумажных и нетканых материалов». А Голубейко ранее рассказал, что очистка от клея шла пескоструйным методом — это название мы привыкли слышать при разговоре о чистке уличной архитектуры. В музее же пескоструйный метод был доведен до невероятной деликатности.

Одной из главных проблем для современных реставраторов стали следы деятельности их предшественников, укреплявших картину в соответствии с уровнем развития науки на тот момент. Вносилось огромное количество реставрационных материалов. Таким образом, «Иван Грозный…» сегодня представляет собой фактически многослойный пирог, причем различные добавки и укрепления были сделаны совсем в разные периоды жизни полотна.

В архиве музея обнаружили гигантское количество стенограмм заседаний реставраторов, докладов, дискуссий, где обсуждалось перманентное «плохое здоровье» шедевра Репина. В первой половине ХХ века для ее «лечения» предпочитали составы на натуральных, природных основах, во второй, когда реставраторы пришли к выводу, что эти материалы не справляются, пришло время искусственных.

Сейчас, по словам исследователей, необходимо найти адгезив, который мог бы бесконфликтно сосуществовать со всеми авторскими красками и поздними добавлениями, что накопились на полотне за столетие с лишним. Реставраторы Третьяковки обратились за консультацией в ГосНИИР и МФТИ, чтобы проверить поведение материалов, предполагаемых для реставрации. Было изготовлено несколько макетов, на них нанесли рассматриваемые варианты. Сейчас эти макеты проходят обработку в «камерах старения» МФТИ в центре испытания функциональных материалов. «Мы ожидаем завершения испытаний в середине апреля. После этого мы ждем отчета и рекомендаций», — рассказала главный хранитель ГТГ Татьяна Городкова. Получив эти результаты, реставраторы будут окончательно уверены в том, какую методику и материалы хотят использовать, подтвердив свой выбор данными экспериментов.

Городкова также сообщила, что в музее уже думают о том, как картина будет экспонироваться в зале. «Начата исследовательская работа по капсулам, изучаем опыт зарубежных коллег. Например, смотрим, как в Уффици защитили „Рождение Венеры“. Надеемся понять, что именно делать с капсулой, к концу этого года, и тогда — с финансовой помощью нашего спонсора, Сбербанка — мы приступим к изготовлению защитной рамы».

Новые открытия, связанные с картиной «Иван Грозный…», а также этюды и эскизы к ней, которые обычно не показывают публике, с 30 марта можно увидеть на выставке «Илья Репин: известный и неизвестный» в Лаврушинском переулке. На ней представят редкие работы мастера, как правило остающиеся в запасниках. Они разместятся в залах постоянной экспозиции, обычно занятых хрестоматийными произведениями Репина. Сейчас эти картины, а также 28 работ из собрания петербургского Русского музея гастролируют в Художественном музее Атенеум в Хельсинки в Финляндии (до 29 августа), затем ретроспектива мастера отправится в Пти-пале в Париж. Зарубежные выставки Репина были запланированы как часть празднования 175-летия со дня рождения художника. В России две главные юбилейные выставки прошли в Третьяковской галерее и в Русском музее в 2019 году.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+